«Постигая мудрость Торы»
Йоэль Голинец

– Йоэль, расскажите, пожалуйста, где вы родились?

Я родился и вырос в Подмосковье, в академгородке Пущино. Там был такой образцовый, «витринный» социализм, потому что на научные конференции приезжали иностранные делегации, и им, конечно, надо было показывать город-мечту. Никакого антисемитизма и в помине не было.

– В каком возрасте вы начали знакомиться с еврейством?

Я, конечно, с детства знал, что мы – евреи. Но о том, что это означает на практике, понятия не имел. Каждую весну у бабушки дома была маца. Ее и просто так ели, и блюда разные интересные с ней делали. Но зачем и почему мы ее едим, я не знал!

– Сталкивались ли вы с какими-то сложностями из-за своей национальности?

В Советском Союзе евреи считались не самой почитаемой нацией, существовали какие-то ограничения при поступлении, но лично у меня таких проблем не возникло, и я прекрасно учился на Механико-математическом факультете МГУ. Мои воспоминания об учебе скорее связаны с судьбой нашей науки в первые годы после развала СССР. В 1990 году, когда я был на втором курсе, бо́льшая часть факультета покинула родину, и я чуть ли не единственный на курсе остался, не понимая, почему это народ уехал. Я был достаточно успешным студентом и аспирантом, получал соросовскую стипендию. В анкете перед ее получением надо было указать, на что мы собираемся тратить стипендию. Мы очень возмущались этому вопросу: «Как на что тратить?! Кушать будем!».

– Когда вы начали приближаться к еврейской общине?

Первый раз с еврейской общиной я столкнулся в Копенгагене (один год в 1996/97 я учился и работал в Дании). Я вспомнил счастливое детство с бабушкиной мацой и решил купить мацу. Я нашел на карте Копенгагена синагогу, приехал туда, не успел даже войти, как ко мне подбежал традиционно одетый еврей. Он стал выспрашивать меня, кто я и что хочу. Я как-то на английском объяснил, что я – еврей и хочу купить мацу. Он отвез меня на машине в магазин, помог купить мацу и подвез до дома. В интернете я нашел, когда будет Песах, и с купленной мацой «отпраздновал» его. Потом выяснилось, что даты я нашел неправильно и отмечал Песах совсем не в то время, когда он был на самом деле!

По возвращении из Дании мы с женой поселились в Тольятти. Я стал искать синагогу, пытался узнать что-то про еврейскую общину. Через какое-то время обнаружилось, что община находится буквально у нас во дворе. Я искал по всему городу, а они все это время были в соседнем доме! Когда мы впервые туда пришли, это снова оказался Песах. Я познакомился с раввином Меиром Фишером. Тогда это был молодой человек с горящими глазами. Он радостно всех поздравил: «У меня сын родился!». Старший сын нашего раввина как раз родился накануне. Был невероятно веселый праздник! Так потихонечку я начал ходить в общину.

– Какие заповеди вы соблюдаете сейчас?

Стараюсь делать по максимуму, что могу. Пытаюсь соблюдать кашрут, у нас в городе это довольно сложно: кошерного магазина нет, что-то можно приобрести в общине, но не сильно много. Я хожу на молитвы, обычно миньян бывает только на шаббат. Последние 5-7 лет, когда раввин в отъезде, я веду молитву вместо него. Кроме постоянных уроков с раввином, мы сами собираемся и учим Тору – это наши «шаббатние посиделки».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

Как обычно всё происходит в шаббат? Молитва, трапеза и все разбежались. В какой-то момент мы решили, что нам этого недостаточно. Когда раввин уходит к своей семье, мы остаемся, разговариваем по душам, учимся понемногу. Я готовлю материалы по недельной главе, по Пиркей авот, по кашруту. Это не лекция, а обсуждение в дружеской обстановке, когда каждый может высказаться, поделиться тем, что сам узнал.

– Легко ли совмещать еврейский образ жизни с вашей работой?

Сейчас да. Я работаю в кампании, где и владельцы, и многие сотрудники – евреи. Такая у нас «еврейская фирма». Шаббат приближается, я все компьютеры выключаю и до позднего вечера субботы ничего не включаю. Вопросов ко мне не возникает. Когда я работал на ВАЗе, приходилось выкручиваться. В пятницу надо было пораньше убежать. А если суббота была рабочей, приходилось договариваться, чтобы выйти не в субботу, а в воскресенье. Отпуск у меня всегда был половина на песах и половина на суккот. Летом отпуск я никогда не брал, со мной было легко отделу кадров. Для шавуота надо было пару дней найти, где-то раньше отработать. С Б-жьей помощью получалось! А сейчас вообще жаловаться не на что!

– Недавно вы получили в подарок от Благотворительного фонда «770» сборник из 6 книг «Уроки по книге Тания». Чем вас заинтересовала Тания?

Меня всегда очень сильно интересовали глубинные смыслы. Когда мы стали заниматься с раввином, я узнал, что есть четыре уровня понимания Торы, обозначаемые словом «пардес»: пшат (простой смысл слов), ремез (намек), драш (глубокое толкование) и сод (тайна). Если до глубокого и тайного смысла добираешься, понятно, не целиком, а хотя бы в каких-то местах Торы, становится очень интересно! А что такое хасидизм? Это ведь не кабала для чайников, а как раз объединение и простого смысла, и чуть более глубокого, и талмудического, и каббалы. Тания именно этому и посвящена.

Я понял, что надо начать ее серьезно изучать! Но было очень обидно, что никаких серьезных изданий, хорошо и подробно объясняющих Танию, на русском языке нет. И вот недавно появился прекрасно изданный шеститомник с обширными комментариями. Однако его цена с доставкой в Тольятти очень высока, эту покупку непросто себе позволить! Поэтому когда я узнал, что можно получить такую шикарную вещь в подарок, сразу записался на вашу программу.

– И как теперь изменилась ваша учеба?

Стало гораздо легче учить Танию! Когда просто читаешь ее текст, то не понимаешь абсолютно ничего – настолько это неподъемный текст. А теперь многое становится ясно, хотя я еще в начале пути, конечно. Я стараюсь ежедневно чуть-чуть времени уделить учебе, можно сказать, пользуюсь каждой свободной минутой. Есть много лекций по Тании. Но мне очень сложно слушать их: вроде немного объяснено, но час времени занимает, стоит отвлечься, поставить лекцию на паузу, и уже забыл, о чем шла речь. Книга же всегда под рукой, ее можно открыть в любой момент, перелистнуть страницу назад.

В общем, я очень рад, что у меня есть эти книги! Большое спасибо Фонду «770» за этот великолепный подарок!

– Что вы хотели бы пожелать Благотворительному фонду «770»?

Большого успеха! Чтобы было много средств помогать евреям по всему миру! Мало кто понимает, что Ребе был лидером всего поколения, его интересовал каждый еврей, не зависимо от того, по какому нусаху он молится, где он учится или вообще не учится и не молится. Ваш фонд как продолжатель дела Ребе также занимается каждым евреем! Для этого, конечно, нужно очень много средств. Пусть у Фонда «770» будет много партнеров и их благосостояние постоянно растет!

Над текстом работали:
Кира Гуревич
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов