– Кто ходит к вам в общину?
Это те люди (независимо от возраста), которые живут рядом и хотят молиться, учиться, поддерживать еврейские связи. Это студенты не только МГИМО, но и других вузов, которые находятся поблизости (Технологический университет, РАНХиГС, РУДН).
– Как пандемия сказалась на жизни общины?
Когда был жесткий локдаун, всё было закрыто, синагога в том числе. Мы проводили уроки он-лайн. Как только стало немного полегче, молодежь начала собираться, более взрослые чуть попозже. На данный момент у нас сохранился один он-лайн урок. С ребятами всё уже давно офф-лайн: мы проводили все праздники и мероприятия, а зимой даже ездили кататься на сноубордах!
– Было что-то позитивное во время пандемии?
Мы смогли больше времени и внимания уделить помощи нуждающимся, больше сил отдали этому, нежели в обычное время: не было молитв, уроков и различных встреч. Если в обычное время мы помогали 30-50 семьям, то во время пандемии – 250-300. В прошлом году мы сразу же организовали раздачу специальных наборов для пасхального седера: ребята помогали их собирать, развозить по адресам и даже скидывались на покупку продуктов.
– Как вы думаете, чем ваш Бейт Хабад привлекает людей? Ведь относительно недалеко есть и другие еврейские общины.
Он привлекает той позитивной атмосферой, которая есть у нас на уроках, шаббатах, праздниках, мероприятиях. Я так скажу, что люди идут ради людей, а не ради еды или красивых стен. К нам приходят те, кому приятно общаться со мной, с моей женой, друг с другом. Им нравится то окружение, которое они здесь находят и которое есть только у нас.
Мне кажется, что нас отличает дружеская атмосфера и индивидуальный подход к каждому. Вы знаете, у Хабада есть атакой лозунг «От всего сердца – каждому». В нашей работе именно так!