«Маленькими шагами к большим достижениям»
Раввин Овадья Исаков

– Рав Овадья, как давно вы являетесь Главным раввином города Дербента?

Уже 15 лет.

– Дербент – ваш родной город, или вы приехали туда исключительно как шалиах (посланник Любавичского Ребе)?

Я родился в Махачкале, но мои родители, бабушки и дедушки родом из Дербента. Так что, можно сказать, что Дербент для меня родной город!

– Как вы стали Главным раввином Дербента?

После свадьбы нам с женой сразу предложили поехать в Дербент. В течение первого года, пока я учился в московском колеле, мы на все еврейские праздники ездили в Дербент. Перед Рош Ашана у нас родился сын, и мы окончательно переехали в Дербент.

– До вашего приезда в городе была община или все пришлось начинать с нуля?

В Дербенте стояла старая синагога в аварийном состоянии. Была группа активных пожилых мужчин. Они исполняли роль раввина, насколько могли: хазанили (вели молитву), по мере сил делали что-то для нужд общины. Пожилые люди собирались каждый вечер на молитву, их было чуть больше миньяна (группы из 10 взрослых евреев). В первый момент нам показалось, что, кроме стариков, вообще никого нет! Нам, конечно же, хотелось добавить побольше активности, молодежь привлечь.

Мы жили и проводили все программы и молитвы в родительском доме. В Дербенте в частных домах очень большие подвалы. Вот в таком-то подвале мы и сделали Бейт Хабад.

Через два года открылась программа Stars. Она очень сильно помогла привлечь молодежь, главным образом, благодаря выплачиваемой стипендии (а для нашего периферийного места сумма была существенной). Мы смогли собрать 52 человека, 26 мальчиков и 26 девочек многие из которых впоследствии поженились. Этой программой занималась моя жена Хая Мирьям, которая очень много своих сил и времени уделяла этим ребятам. У нас появился шахарит (утренняя молитва), регулярное чтение Торы, нам подарили несколько свитков Торы. Это было просто чудо, оживление мертвых буквально!

– А что же было в дербентской синагоге?

Люди старшего поколения, которые составляли костяк существовавшей общины, на контакт никак не шли, всё принимали в штыки! Поэтому нам пришлось немного отступить и сделать отдельную синагогу в нашем доме.

Дагестанская еврейская диаспора довольная большая и в Москве, и в Израиле. Люди читали в интернете про нашу деятельность и удивлялись, почему мы не заходим в старую синагогу, почему мы отдельно?! Но они не знали, что нас попросту туда не пускают!

В старой дербентской общине у меня был только один сторонник – реб Барух Илишаев, дай Б-г ему здоровья. С того дня, как я приехал, он всегда и во всем мне помогал: и душевно, и духовно, и насколько возможно материально. И вот как-то он пришел ко мне и говорит: «Ты знаешь, главы нашей общины предложили мне стать председателем общины». Мне стало очень грустно, что единственный человек, который в общине мне помогает, вдруг переходит на другую сторону. Я сразу предложил ему написать Любавичскому Ребе. Удивительно, но в ответ мы получили письмо Ребе президенту Израиля Залману Шазару, когда тот только занял эту должность и просил совета и благословения. Ребе писал, что невозможно управлять еврейским народом только духовными или только материальными силами – должно быть сочетание духовного и материального! Я понял, что хотя реб Барух Илишаев сейчас отдаляется от меня, но он потом станет еще ближе.

Потихоньку-потихоньку община пришла к тому, что надо вместо старой синагоги строить новую. Раввины дали заключение, что разрешено и даже нужно снести аварийное здание синагоги и построить новое, и работать для этого днем и ночью!

Действительно, без устали работали на строительстве в течение 10 месяцев, и в 5770 (2010) году открыли прекрасное 4-этажное здание общинного центра и синагоги. Цокольный этаж – спортзал, миквы, музей. 2 этаж – синагога, кабинеты председателя общины и раввина. 3 этаж – наш уникальный детский сад, знаменитый на весь Кавказ. 4 этаж – жемчужина общинного центра – кошерный ресторан на 200-250 посадочных мест и два гостиничных номера (один номер семейный, в котором может разместиться семья из 5-6 человек, и также двухместный номер). Было большое празднество, на открытие приехали Главный раввин России Берл Лазар и президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.

Вот так из небольших изменений вначале родилось такое грандиозное событие!

– Рав Овадья, вы – раввин, моэль и художник. Как вам удается совмещать все это?

Все эти профессии прекрасно совмещаются. Когда есть возможность отвлечься от одной деятельности и заняться другой, это очень помогает. Я сомневался, стоит ли мне так много брать на себя, но мне попался ответ Любавичского Ребе молодому человеку, который жаловался, что при изучении Торы он засыпает. Ребе советовал ему взять для учебы несколько разных мест из Торы и переключаться с одного на другой. Ты меняешь сферу деятельности и пробуждаешь себя, и это дает тебе силы и не позволяет уснуть!

После покушения я был на лечении в Израиле, и, чтобы не терять время, выучился на моэля. Я провел уже десятки обрезаний в Дагестане и по всей России.

А живопись дает мне дополнительные силы. Первая моя выставка была в Дербенте, вся община приходила и была очень рада за своего раввина. Президент Дагестана сказал, что хотел бы провести мою персональную выставку в Махачкале. С Б-жьей помощью, получится!

Также я сдал экзамен на сойфера. Все те свитки, что внесены в нашу синагогу, дописаны мной! Другие общины тоже меня приглашали дописывать Тору.

– Как Фонд «770» помогает еврейской общине Дербента?

По программе «Кошерный дом» Фонд «770» ежемесячно снабжает 38 семей наборами кошерных продуктов, которые включают куры, мясную продукцию, кондитерские изделия, вино или сок. Это большая поддержка для семей, которые только начинают соблюдать и не имеют сил и средств организовывать доставку кошерного мяса себе домой. Да и в таком месте, как Дербент, нелегко это сделать!

К каждому еврейскому празднику Фонд «770» посылает нам большие наборы кошерных подарков. Например, на Пурим мы получили 90 сладких подарков. 38 специальных пасхальных наборов для дербентских семей в этом году включали мацу шмуру, мацу машинную, сок и вино для кидуша, тушенку. Отличные наборы для кошерного Песаха!

Большую помощь оказывает Фонд «770» нашему детскому саду, обеспечивая его кошерным мясом и курами. Первые два года также поставлялось 90 литров молока ежемесячно. Для бесперебойной работы столовой Фонд «770» отправил в Дербент годовой запас маргарина – 4 кг. Очень важно, чтобы в детском саду соблюдался кашрут и дети получали полноценное вкусное кошерное питание! Также благодаря этой помощи мы можем кормить персонал и охрану. Все это – очень существенные расходы для нас. Спасибо Фонду «770»! Теперь мы можем не беспокоиться об этом!

– В условиях карантина программа «Кошерный дом» продолжает действовать?

Я лично проконтролировал, чтобы люди все эти наборы получили!

– На дом привозили?

Нет, город у нас небольшой, до синагоги легко можно дойти пешком за 10-15 минут из любой точки. Люди по отдельности приходили в синагогу и получали. Конечно, есть пожилые, те, которым тяжело ходить. Им и так без карантина всегда развозили по домам.

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Большого процветания! Фонд «770» назван в честь синагоги Ребе. Сейчас, вы знаете, она закрыта из-за эпидемии. Интересно, что Ребе говорил, когда хотят дать лекарство от болезни, делают болезненный укол! Пусть эта сложная ситуация пойдет на благо Фонду «770», чтобы ваша работа распространились по всему миру и чтобы вы могли влиять повсеместно и делать в 770 раз больше! Руководству и всем, кто участвует в кампаниях Фонда, желаю больших благословений Всевышнего, здоровья, счастья, успехов!
Над текстом работали:
Сара Семенова
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов