– Рав Ниссон, расскажите, пожалуйста, как вы стали раввином Костромы?
Если кратко, меня сюда послал Главный раввин России Берл Лазар. А если подробнее, то надо начать с 1992 года. Тогда за несколько месяцев моя жизнь полностью перевернулась: я попал в еврейский лагерь «Ган Исроэль», надел цицит, тфилин, сделал обрезание, решил соблюдать кашрут, пошел в еврейскую школу в синагоге на Архипова, поступил в ешиву в Марьиной Роще. Потом я уехал в Израиль и продолжил там учиться в ешиве.
В 1997 году примерно на полгода я приехал в Нижний Новгород помогать местному раввину Залману Йоффе (ныне раввину Волгограда) в работе с людьми и в организации мероприятий. Летом мне было скучно сидеть на одном месте, я часто ездил в Москву. И вот однажды в синагоге на Большой Бронной я встречаю парня, с которым учился в еврейской школе пять лет назад. Оказалось, что он ездил в Кострому, отвозил туда свиток Торы. Когда я узнал, что там несколько раз собирался миньян (не менее 10 мужчин) послушать чтение Торы, я очень удивился. Ведь тогда даже крупнейшие города не имели постоянного миньяна! В тот момент у меня мелькнула мысль, что через несколько лет я обязательно стану раввином в каком-то крупном городе СНГ, но это точно не будет маленькая Кострома!
Может быть, вы знаете, есть традиция посылать учеников ешив во время летних каникул в те места, где нет раввинов, чтобы привнести туда дух Торы и заповедей. И мы с этим парнем посетили некоторые города, в том числе заехали в Кострому и провели там шаббат. Так произошло мое первое знакомство с костромской еврейской общиной.
Я отслужил в израильской армии, женился и хотел стать раввином в какой-то русскоязычной общине. Раввин Берл Лазар предложил мне Кострому. Так я стал раввином этого замечательного города в 2002 году, хотя в 97-м был уверен, что поеду куда угодно, но сюда!