«Развитие общины в новых условиях»
Раввин Ниссон Руппо

– Рав Ниссон, расскажите, пожалуйста, как вы стали раввином Костромы?

Если кратко, меня сюда послал Главный раввин России Берл Лазар. А если подробнее, то надо начать с 1992 года. Тогда за несколько месяцев моя жизнь полностью перевернулась: я попал в еврейский лагерь «Ган Исроэль», надел цицит, тфилин, сделал обрезание, решил соблюдать кашрут, пошел в еврейскую школу в синагоге на Архипова, поступил в ешиву в Марьиной Роще. Потом я уехал в Израиль и продолжил там учиться в ешиве.

В 1997 году примерно на полгода я приехал в Нижний Новгород помогать местному раввину Залману Йоффе (ныне раввину Волгограда) в работе с людьми и в организации мероприятий. Летом мне было скучно сидеть на одном месте, я часто ездил в Москву. И вот однажды в синагоге на Большой Бронной я встречаю парня, с которым учился в еврейской школе пять лет назад. Оказалось, что он ездил в Кострому, отвозил туда свиток Торы. Когда я узнал, что там несколько раз собирался миньян (не менее 10 мужчин) послушать чтение Торы, я очень удивился. Ведь тогда даже крупнейшие города не имели постоянного миньяна! В тот момент у меня мелькнула мысль, что через несколько лет я обязательно стану раввином в каком-то крупном городе СНГ, но это точно не будет маленькая Кострома!

Может быть, вы знаете, есть традиция посылать учеников ешив во время летних каникул в те места, где нет раввинов, чтобы привнести туда дух Торы и заповедей. И мы с этим парнем посетили некоторые города, в том числе заехали в Кострому и провели там шаббат. Так произошло мое первое знакомство с костромской еврейской общиной.

Я отслужил в израильской армии, женился и хотел стать раввином в какой-то русскоязычной общине. Раввин Берл Лазар предложил мне Кострому. Так я стал раввином этого замечательного города в 2002 году, хотя в 97-м был уверен, что поеду куда угодно, но сюда!
– Как удивительно сложилось! А с чего вы начали свою работу в общине?

Мы приехали 27 адара. Это важная хасидская дата, связанная с нашим Ребе. Поэтому я сразу же, лишь разгрузив вещи с машины, провел фарбренген (хасидское застолье). Потом был День рождения Ребе, потом Песах… Так и закрутилось!

– Что было до вашего приезда?

Община функционировала, были какие-то клубы по интересам, немножко Тору учили, пару раз в месяц приезжал временный раввин.

– Какую вы ведете работу, чтобы привлекать евреев к соблюдению заповедей, к изучению Торы?

У нас есть детский сад, продленка для школьников, библиотека, музей, миньяны по субботам и праздникам. Есть «Колель Тора» мужской и женский, уроки для молодежи. Проводим еврейский обряд похорон. Так потихоньку развиваем все направления.

– Что вас радует в вашей работе?

То, что у нас появились семьи, для которых важно их еврейство и традиция не пустой звук. Вы знаете, на прошлой неделе в Костроме прошло первое обрезание мальчика на восьмой день! Впервые за долгие годы, может быть, за лет 50-60!

– Мазаль тов! Не так давно историческое здание синагоги было открыто после большой реконструкции. Изменилась ли жизнь общины после этого?

(Смеется) После этого сразу начался карантин! В этом году очень интересно получилось, потому что мы начали реконструкцию летом 2019 года. И впервые за все годы на Рош Ашана и Йом Кипур мы молись не в нашей синагоге. В Симхат Тора мы танцевали на бетоне в недостроенной синагоге. Все работы завершились только после Хануки, и Пурим был уже в синагоге. А Песах мы не смогли провести из-за карантина. Таким образом, получилось, что в новой синагоге у нас были только Симхат Тора и Пурим, два самых веселых дня. Это очень символично!
– Расскажите, пожалуйста, об этой синагоге.

Это уникальное здание! В мире почти не осталось действующих деревянных синагог. Наша – одна из очень-очень немногих.

В Костромской губернии евреи селились с 1850-х годов. И поскольку это было вне черты оседлости, местный губернатор не мог дать разрешение на открытие синагоги, надо было обращаться в Петербург. Только в 1903 году было получено разрешение, и в 1907 году была построена и открыта наша синагога.

В 1927 году Предыдущий Ребе был в ссылке в Костроме. Видимо, в заслугу того, что он здесь находился и молился, такая маленькая местная еврейская община смогла возродиться одной из первых в России!

В 1930 году синагога была закрыта «по просьбам трудящихся». И только в начале 90-х община начала возрождаться, в 1994 году ей вернули сначала первые две комнатки в синагоге, а потом и здание целиком (когда все арендаторы съехали). В 2001 году сделали реставрацию, а сейчас мы были вынуждены провести полную реконструкцию, поскольку прогнили балки под полом и надо было всё менять.

– Благотворительный фонд «770» участвовал в реконструкции синагоги?

Да, конечно! Фонд «770» был одним из важных спонсоров реконструкции. Без его помощи нам было бы невозможно так быстро и качественно провести все работы! В знак благодарности в синагоге установили таблички с именами спонсоров, Фонд «770» там указан. Также фонд подарил синагоге новые прекрасные мезузы.

– Как у вас проходит период карантина?

В этом году не получилось провести большой общественный седер. Зато мы подготовили 150 наборов со всем необходимым для пасхального седера и развезли их по домам.

За последние недели мы очень сильно изменились. Дело в том, что до эпидемии моя жена пекла четыре халы, которые я уносил в синагогу: две на вечерний кидуш и две – на утренний. Теперь у нас появился новый проект: развозим шаббатние халы по домам. На позапрошлой неделе испекли несколько десятков хал и поняли, что этого не хватает. На прошлой неделе – уже в два раза больше. На этой неделе будут уже сотни хал! И мы думаем отправлять шаббатние халы и в Иваново.

Благодаря коронавирусу мы можем делать такие вещи, о которых раньше попросту и не думали! Из этого лимона (сложившейся ситуации) стараемся делать лимонад и, несмотря на проблемы, улучшать нашу работу!

– Какую помощь получает ваша община от Благотворительного фонда «770»?

Мы получаем ежемесячно для еврейских семей продуктовые посылки по программе «Кошерный дом». Это, безусловно, очень важно! У людей появляется возможность есть кошерное мясо! Плюс евреи видят, что кошерные продукты – это не что-то мифическое, и хотя трудно, но все же вполне реально соблюдать кашрут. У меня появляется шанс добиться успеха в разговорах с ними! Кроме того, в Костроме есть семья, которая соблюдает кашрут, и такие продуктовые наборы для нее – очень большая помощь.

У нас есть еврей, который живет в городе Шарья. Это где-то 350 км от Костромы (это больше, чем от Костромы до Москвы!). Так вот, он решил каждый день накладывать тфилин. Но он не может ездить в синагогу. Фонд «770» предоставил ему тфилин! Еще один тфилин фонд подарил синагоге, чтобы многие евреи могли его накладывать. Это было очень кстати, потому что имевшихся тфилинов нам не хватало.

Я уже упоминал помощь Фонда «770» в реконструкции синагоги, подаренные фондом мезузы. Библиотека синагоги пополняется новыми хорошо изданными святыми еврейскими книгами, которые присылает фонд. Фонд «770» помогал нам несколько раз на праздники, т.к. у нас были некоторые финансовые трудности.

Вообще, ваш фонд так много нам помогает, что мне трудно все вспомнить и я боюсь что-нибудь упустить.

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Благотворительный фонд «770» – это замечательная организация, от которой мы видим постоянную помощь! Я желаю вам всего наилучшего, чтобы у фонда было всё хорошо, чтобы он дальше развивался, чтобы проблемы не затронули его! Пусть ваши добрые дела множатся!

Над текстом работали:
Сара Семенова
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов