«Уметь всё и даже больше»
Рабанит Волгограда Яэль Иоффе

– Яэль, расскажите, пожалуйста, как вы с мужем стали шалиахами в Волгограде.

Первоначально, в 1996 году, мы приехали в Нижний Новгород и три года отработали там. По инициативе Главного раввина России Берла Лазара мы поменяли город. Выбирали из семи городов. В итоге 26 мая 1999 года мы переехали в Волгоград.

– Почему вы выбрали именно Волгоград?

Потому что здесь не было ничего! Нижний Новгород никогда не был оккупирован, здесь еще жива была память о традиционном еврействе начала 20 века, сохранились семейные связи, синагога никогда не закрывалась. А Волгоград во время войны фактически был стерт с лица земли и отстраивался заново. Местные евреи – это потомки приехавших восстанавливать город комсомольцев, коммунистов и специалистов, людей, давно уже оторванных от традиций.

В 1999 году Волгоград был единственным городом-миллионником, в котором не было никаких еврейских организаций (даже «Хеседа»)! Одна активистка, прощаясь с нами, обратилась к моему мужу (его зовут Залман): «До свидания, Раввин Залманович!» Она думала, что раввин – это имя, а не должность. Такой был уровень еврейских знаний!

Мы поняли, что здесь мы пригодимся, работы поле непаханое, есть, что делать!

– В чем состоят ваши обязанности и обязанности вашего мужа?

Залман определяет, что мы делаем, а я - как мы это делаем.

– Слаженная работа!

В общем-то да, слава Б-гу! Я неплохой логист и организатор, имею бухгалтерское, юридическое и педагогическое образование. Не так давно я закончила Московский институт психоанализа, теперь у меня есть и психологическое образование.

– Кто вы в большей степени: помощница мужа или независимый лидер?

Сразу по приезде в Волгоград мы создали еврейскую общину как религиозную организацию. Но скоро стало понятно, что многие программы мы не можем реализовать из-за сильного противодействия властей. На тот момент Волгоград входил в так называемый «красный пояс», то есть у руля города и области стояли коммунисты, которые не горели желанием поддерживать религиозные организации. Летом 1999 года мы хотели провести детский городской лагерь. Договорились со школой, что они нас пустят к себе, разрешат откошеровать кухню. Директор был счастлив, потому что мы платили наличными денежными средствами, а мы были рады получить помещение с полноценной кухней. Вдруг директору звонок из городского управления образования и запрет с нами сотрудничать!

Тогда я создала и возглавила общественную и благотворительную организацию - Волгоградский еврейский общинный центр. Еврейская община действует как сугубо религиозная организация, а общинный центр - как более светская. Понятно, что мы работаем в дружбе и союзе с общиной, но тем не менее ряд программ реализуются через общинный центр.

У меня довольно широкие полномочия. Я курирую юридические аспекты деятельности общины, общинного центра, газеты, школы, детского сада. Организую большие общинные мероприятия, лагеря, семинары и прочее. Работаю с грантами. Занимаюсь пиаром мероприятий и еще многим другим. Единственное, что я не делаю – не преподаю. Могу выступить перед собравшимися, когда это необходимо, но на постоянной основе – для меня нереально.

Так что сложно ответить, кто чей помощник. Но, наверное, все-таки я – больше помощник раввина, потому что он – стратег, а я – тактик.

– Яэль, у вас такая разнообразная деятельность!

Я считаю, что на сегодняшний день в еврейских НКО работают люди, которые вынуждены быть суперспециалистами. Порой перед нами стоят настолько разноплановые задачи! Если ты не умеешь чего-то, то должен научиться, иначе просто не сможешь работать! Много лет назад Фонд «Ор Авнер» стал принимать отчеты только в электронном виде. Пришлось осваивать компьютер, потому что без отчета не получишь следующий транш. В какой-то момент я начала фотографировать. Мероприятий проходит много, каждый раз звать профессионала недешево и часто неудобно. А без отчета считай, что и не провел работу! Поэтому и стали обязательно делать фото, выпускать газету. Я иногда пишу для нее, этому тоже пришлось немного учиться.

– Как вам удается совмещать семью и работу?

Иногда тяжело! Мужская и женская роли принципиально отличаются. Мужчине доставляет удовольствие наблюдение за результатами своего труда, ему важно получить плоды здесь и сейчас, в этом мире. Мужчины строят мосты, поворачивают реки вспять, поднимают самолеты. Достижения женщины невозможно пощупать руками, и они видны только в следующем поколении: насколько дети вырастут богобоязненными, пойдут ли по пути родителей. Возможно, во мне сильно мужское начало. Говорят, я вожу машину, как мужчина, агрессивно. Вряд ли я была бы счастлива без реальной работы на результат в этом материальном мире, занимаясь только домом. Для меня крайне важно быть востребованной и получать удовольствие от работы.

Дети с малых лет рядом с нами, активно участвуют в жизни общины. Когда мы пять лет назад открыли клуб для подростков «Enerjew», одним из его координаторов стала моя дочка, учившаяся на тот момент в 11 классе.

– Сколько прихожан в вашей общине?

Община у нас не очень большая, даже маленькая для города-миллионника. С нами на связи около 2000 человек. И всегда находятся люди, которые ничего не знали про общину, хотя мы даем и рекламу мероприятий, и на карте города обозначена синагога «Бейт Давид». Вот относительно недавно зашел молодой человек, заинтересовался, привел всю семью. Живут в центре города, а в синагоге никогда не были! Через полгода он уже поехал в ешиву учиться, а его младшие брат и сестра стали ходить на наши программы. Просто удивительно!

– Легко ли работать с местными евреями?

Есть некоторые особенности. Очень редко теперь встречаются по-настоящему горящие люди. В начале нашей работы в Волгограде вокруг нас объединились люди, которые стремились к духовности, хотели больше узнавать. Мы дружили семьями. Тогда сложился очень теплый коллектив. С тех пор многое изменилось: кто-то умер, кто-то уехал…

Ассимиляция очень сильно подкосила еврейскую общину. Как только мы приехали, провели семейный лагерь. Было 13 семей, где оба родителя – евреи. На следующий год, когда была открыта школа, мы провели зимний лагерь. Там были уже смешанные семьи. Мы, правда, почувствовали разницу! Мамы боялись сделать лишний шаг к идишкайт: как бы супруг чего не подумал, не обиделся бы. Не факт, что он бы обиделся, но наши женщины боялись даже пробовать! Можно сказать, что мы впрыгиваем в последний вагон, потому что, если сейчас не работать с молодежью, то через 1-2 поколения некого будет искать.

– Как печально!

И, тем не менее, есть значительные успехи, которыми мы по праву можем гордиться. Еврейской общине возвращено в собственность здание синагоги. Когда мы его нашли, нам сказали: «Ой, забудьте! Никогда не получите!» У нас есть лицензированные образовательные учреждения: школа, где учится порядка 100 детей, и детский сад. Издается газета. Ведется множество образовательных программ («Stars» для студентов, «Enerjew» для подростков, воскресная школа «JFuture», «Колель Тора» для мужчин и женщин) и множество благотворительных программ (при поддержке фонда «770», проекта «Taste of life», фонда «КАФ»).

Активно занимаемся мемориализацией памяти жертв Холокоста. Волгоград и область были оккупированы, и здесь есть места массовых расстрелов еврейского населения. Сейчас мы ведем сбор средств на установку памятного знака в центре Волгограда, где была немецкая комендатура «Сталинград-Центр» и где производились расстрелы. В Волгоградской области мы уже установили памятные знаки в 7 местах. Эта программа осуществляется совместно с Центром «Холокост» и Российским еврейским конгрессом.
– Как Благотворительный фонд «770» помогает вашей общине?

В рамках кампании «Кошерный дом» 50 еврейских семей из Волгограда ежемесячно получают хорошие наборы кошерных продуктов, которые позволяют им, хоть и частично, перейти на кошерное питание. Это еще и замечательная благотворительная программа, заботящаяся о самых уязвимых слоях населения.

Большой любовью и популярностью пользуются кампании «Субботние свечи» и «Святые книги». Я знаю, что люди в полном восторге, пользуются очень активно. Правильная вещь в таких программах – это обратная связь, движение навстречу. Мы не хотим воспитывать пылесосов, которые только потребляют. Я постоянно говорю нашим ребятам, что еврейская благотворительность – это дорога с двусторонним движением.

Важно сказать, что мы не только сотрудничаем с фондом по обозначенным программам, но и было много случаев, когда Фонд «770» откликался на наши нужды. У нас где-то рвалось, что-то падало, мы обращались за помощью к вам и всегда получали поддержку! Очень ценно, что люди, которые могут помочь, не просто реализуют то, что им кажется нужным и важным, но и откликаются на просьбы общин.

Хочу в связи с этим рассказать такую майсу. В древние времена в одном государстве на Востоке была еврейская община. Она процветала, появились завистники и недоброжелатели. Они настроили правителя этого государства против евреев, и тот повелел всем евреям в 24 часа покинуть его страну. А этот правитель славился тем, что был большим ценителем ковров. Старейшины еврейской общины пришли к правителю и преподнесли в дар ковер. Ковер разворачивают, а он – чисто белый! Правитель, конечно, разгневался. На что старейшины сказали: «Владыка, ты ценишь ковры за пестроту, богатство рисунка, а сейчас ты хочешь обеднить свою страну, лишив нас права здесь обитать, потому что каждый народ, каждый человек вносит свой неповторимый оттенок в рисунок твоего государства». В результате правитель отменил приказ, история завершилась к всеобщей радости. Благотворительный фонд «770» вносит свой неоценимый вклад в красочный ковер еврейского сообщества России! Наверное, самое важное в работе Фонда «770» – это постоянство, особенно в нынешней ситуации. Это самый яркий повторяющийся рисунок, который никогда не надоедает, становится частью нашей жизни.

Все, кто работает в Фонде «770», отдают частичку своей души, делятся теплом и заботой. Хотела бы отметить поразительную скромность Фонда «770» и его создателей. Мы видим, что это люди, которые не требуют каких-то особых почестей, хотя вполне их заслуживают.

– Что вы хотели бы пожелать Благотворительному фонду «770»?

Я хочу пожелать, чтобы добрые дела всех сотрудников и спонсоров фонда были вашей духовной защитой и вернулись к вам сторицей от Всевышнего! Сказано: «Откройте Мне отверстие с игольное ушко, и Я распахну вам огромные ворота». Пусть те добрые дела, которые Фонд «770» делает для евреев не только Волгограда, но и всей России, пусть эта деятельность откроет широчайший канал для получения вами благословений в духовном и материальном!

Над текстом работали:
Кира Гуревич
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов