«Просто живем, едим кошерное»
Мирьям Ясюля

– Мирьям, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Мне 43 года, живу в Гродно, в Белоруссии. У меня трое сыновей, муж. Старший сын в Израиле, младшие здесь, с нами. Живем, работаем – всё, как у всех.

– Кем вы работаете?

Я – бухгалтер.

– Ваша семья из Гродно?

Нет, мой прадед из Пинска, прабабушка из Варшавы. В Гродно семья поселилась уже после войны. Дедушка был военным медиком, хирургом. Его санитарный поезд остановился в Гродно, поскольку это крупный железнодорожный узел. Здесь создали больницу, и дедушку к ней прикомандировали.

– Вы с детства знали, что вы еврейка?

Нет-нет! Мне было, наверное, лет 12, может, 13. В школе кто-то меня обозвал жидовской мордой. Пришла я домой, плачу, бабушке жалуюсь. А она мне и говорит: «Наверное, пришло время сказать тебе правду: ты на самом деле – жидовская морда» (смеется).

Мама рассказывала, как к ее бабушке (то есть моей прабабушке) приходили какие-то люди и она всегда давала им немного денег на общину. Больше никаких взаимоотношений с еврейской общиной у нас в семье не было. И в принципе, никто ничего не соблюдал. Бабушка всегда скрывала свое происхождение.

Поэтому в детстве я была совершенно далека от еврейства, от иудаизма, и пришла к этому только в 16 лет после поездки в сохнутовский лагерь. Тогда я стала ходить в нашу общину, изучать иврит, больше углубляться в историю и традиции.

– А когда вы начали приближаться к соблюдению?

Наверное, когда уже приехал наш раввин Ицхак Кофман. Конечно, мы и до этого тепло общались, праздники вместе проводили. Но когда приехал раввин, это общение перешло на другой уровень. Как-то у нас зашел разговор о том, что моему старшему сыну уже два года и пора бы сделать обрезание. Раввин предложил, мама поддержала, мы сделали. После этого стали регулярно ходить на праздники, на уроки, я сама начала больше читать, вникать глубже в традицию и философию иудаизма. Так постепенно, очень легко и незаметно для самой себя вошла в еврейскую жизнь.

– Что для вас значит быть еврейкой? Это ведь уже не «жидовская морда»?

Ну, конечно же, да! Наш раввин Ицхак очень интересно рассказывает, что значит быть евреем, как к этому относиться, как себя вести в некоторых ситуациях. И когда я стала больше узнавать, глубже вникать, я начала пересматривать свои взгляды. Сейчас еврейство для меня – уже неотъемлемая часть жизни! Мы просто живем, едим кошерную еду, все с этим согласны, никто не возмущается.

– Легко ли было начать соблюдать кашрут?

Скорее да. Дело в том, что большинство продуктов те же самые: рыба, масло подсолнечное, крупы, макароны, овощи, фрукты… Что ели, то и едим. Единственный вопрос был в мясе. Но мы и так ели в основном только курицу, просто теперь одну заменили на другую: покупали в одном месте, стали покупать в другом. В нашем рационе ничего особенно не поменялось. А что касается разделения мясного и молочного и других правил кашрута, так у нас в семье изначально было это заведено. Бабушка переняла от своей матери и передала нам такие привычки, как, например, перебирать и промывать крупу перед едой, проверять яйцо… Просто бабушка никогда не говорила, почему она это делает. Всё это дома было заведено, и для меня это неосознанно стало нормой. Поэтому и сложности в переходе на кашрут не было никакой!

– А кошерное мясо сложно доставать?

Нет, абсолютно! Каждый месяц мы получаем продуктовые наборы по программе «Кошерный дом», поэтому курица у нас есть всегда. С точки зрения наличия продуктов соблюдение кашрута вообще не представляет никакой сложности. Нет мяса – ну и нет! Есть яйца, есть рыба.

– Почувствовали ли вы какие-то изменения, когда стали есть кошерную еду?

Если серьезно вдаваться в подробности, то нормализовалось пищеварение. До этого были проблемы с желудком, а сейчас их нет! А в Пейсах неделя без хлеба также положительно сказывается.

– А как ваши родные и друзья приняли эти новые правила?

Муж совершенно спокойно отнесся, он ест то, что я готовлю. В этом он абсолютно непринципиальный. Для него это – та же самая курица. А свинину мы и до этого не особо покупали. Если друзья зовут на шашлыки, то мы их из кошерной курицы делаем. То есть проблемы вообще в этом никакой нет! Соблюдение традиций нас совершенно не ограничивает. Мы – обычные люди и продолжаем общаться со всеми, как и прежде.

– Ваше окружение не удивляется?

Ещё как! Вот, что случилось однажды в Пейсах. В Пейсах у нас дома хлеба нет, мы едим только мацу. Надо сказать, мы все очень любим мацу. И вот сын говорит: «Мама, я мацу в школу возьму». Я задумалась, с мужем посоветовалась, стоит ли давать: не то чтобы мы стеснялись чего-то, но я не считала нужным это афишировать. Сын тем не менее не отставал: «Мама, я мацу в школу возьму!». Короче, уговорил. И что вы думаете? Приходит из школы: «Мама, как всем понравилась маца!» Это был просто аншлаг. Я говорю: «Хорошо, но, если ты всю мацу в школу перетаскаешь, нам не останется». Он брал по чуть-чуть и всё равно всех угощал.

Муж пошел на работу. Взял с собой мацу. Там тоже фурор! «А что это такое?» «А как это делают?»... Настолько необычно, настолько вкусно! Я говорю мужу: «Подожди, представляешь, что начнется, когда это будет маца в шоколаде?!»

– Что-то меняется в доме, когда вы зажигаете шаббатние свечи?

Конечно! Когда свечи на столе, когда горит живой огонь – всё меняется, ужин при свечах – это что-то особенное, и супругу это тоже нравится!

– У вас дома есть мезузы. Мезузу называют духовным стражем. Чувствуете ли вы эту защиту?

Как говорит наш раввин Ицхак, мезуза не пускает в дом нехороших людей: плохой человек с плохими мыслями к тебе в дом уже не войдет. Поскольку я работаю дома, ко мне приходят клиенты. Так вот, несколько клиентов от меня ушло, потому что они по какой-то причине не могли в дом войти! То срочные дела, то машина ждет, то еще что-то. Один уже стоит на пороге, документы передает, вдруг у него телефон звонит, и он убегает, а потом просто пропадает.

– Мирьям, как вы думаете, для ваших сыновей важна связь с еврейской общиной?

Это сложный вопрос. Для меня история и традиции были скорее как сказка. Я не отождествляла себя с теми евреями, которые выходили из Египта, не ощущала себя потомком той Мирьям, которая омывала всех еврейских женщин в пустыне. Дети же мои с самого раннего возраста получают еврейской воспитание (в летних лагерях, в ешивах, в синагоге), и для них это не просто сказка. Когда сын рассказывает про 12 колен Израилевых, он отождествляет себя с ними! В мае у него была бар-мицва, и теперь его зовут участвовать в молитве. Сын уже чувствует себя взрослым, чувствует ответственность перед общиной. Я надеюсь, что связь с еврейской общиной у моих детей будет крепче и больше, чем у меня, и она будет помогать им в жизни!

– Вы ежемесячно получаете от Благотворительного фонда «770» набор кошерных продуктов. Насколько он помогает вам в соблюдении кашрута?

Очень помогает! Это просто незаменимая помощь, когда ты соблюдаешь кашрут. В первую очередь это касается мяса, которое не достать в обычном магазине.

– Ваше пожелание Благотворительному фонду «770».

Я очень благодарна Фонду «770» за то, что он и его спонсоры оплачивают программу «Кошерный дом». Это очень важно и ценно для нас. Желаю успехов во всех начинаниях! Пусть как можно больше людей участвует в кампаниях Фонда «770»! Всех-всех благ!

Над текстом работала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов