«Чувствовать себя евреем не только в синагоге, но и дома»
Раввин Меир Фишер

– Рав Меир, расскажите, пожалуйста, о семье, в которой вы родились.

Я родился в Нью-Йорке, в районе, где жил Любавичский Ребе и где сегодня находится центр движения Хабад Любавич. Мой прадедушка происходил из известной хасидской семьи Раскин, приехавшей из советской России.

– Вы всегда хотели стать шалиахом (посланником) Ребе?

Мои родители не были шалиахами, они жили в Бруклине, работали в местных хасидских учреждениях. Несмотря на это, они, конечно, хотели, чтобы их дети стали шлухим (посланниками) Ребе, и воспитывали нас соответствующе.

– Как вы стали раввином в Тольятти?

Мы с женой еще до свадьбы определились, что хотим быть шалиахами. И через некоторое время раввин Шимон Бергман (с ним я был знаком еще со времен учебы в израильской ешиве) пригласил нас в Нижний Новгород. В 2001 году мы приехали туда и открыли ешиву для подростков. Через два года, после того как мы уже познакомились с местной культурой и языком, мы приняли решение поехать в другой город, где не было раввина и создать там общину. Главный раввин России Берл Лазар предложил нам город Тольятти. И с 2003 года мы здесь.

– Какие у вас были первые впечатления от этого города?

Нижний Новгород – это большой и древний город (недавно он отметил 800-летие). Еврейская община имеет здесь большую историю. Тольятти – совсем другой город: новый, современный, фактически заново построенный в XX веке, но с еврейской точки зрения очень запущенный. Местные евреи – это в основном приехавшие в 60-80-е годы молодые специалисты, которые оставили свой родной дом и родителей, чтобы здесь работать. Поэтому они были сильно далеки от иудаизма. Здесь никогда не было ни синагоги, ни общинного центра.

– Что вам удалось сделать за эти 19 лет?

Слава Б-гу, мы построили еврейский общинный центр, в котором есть всё, что нужно для евреев: детские, подростковые и молодежные клубы и программы, культурные мероприятия, встречи пожилых и ветеранов, разнообразные уроки и, конечно, все религиозные структуры (синагога, миква, библиотека и так далее). Также у нас есть возможность в нашем комплексе проводить семинары, шабатоны и праздники. Есть 15 комнат отдыха, игровые для детей, большая территория для прогулок, рядом лес. Как раз в начале января прошел семейный шабатон, во время которого участники могли и послушать полезные лекции, и отдохнуть всей семьей.

– Время пандемии поменяло вашу общину?

Конечно, поменяло! Как говорится, всё, что ни делается, – всё к лучшему. То, что произошло, – очень важно. Раньше иудаизм был сосредоточен вокруг общины: человек хочет почувствовать Пурим, он приходит в синагогу и вместе со всеми отмечает Пурим, и так во всём. А сейчас, в связи с этой эпидемией, мы научились делать так, чтобы люди, даже сидя дома, чувствовали себя евреями, отмечали еврейские праздники. Мы стали раздавать на праздники специальные наборы, в которые входит всё необходимое для празднования дома. С самого начала эпидемии у нас появились уроки в зум, и мы их не прекращает до сих пор. Тем, у кого не было смартфона, мы его купили. Пожилым людям наборы на праздники и шаббат, кошерные продукты привозим на дом. Массовых мероприятий в таком масштабе, как было прежде, у нас до сих пор нет. Но в более камерном формате встречи проходят. Акценты сместились. Так что, всё к лучшему!

– Как Благотворительный фонд «770» помогает вашей общине?

Мы познакомились с Фондом «770» два года назад. Ежемесячно по программе «Кошерный дом» 36 семей получают наборы кошерных продуктов, в которые входят куры, вино или сок, мясные и кондитерские изделия. Это очень помогает людям материально, у них расширяется рацион и они могут питаться кошерно.

На большие еврейские праздники (Рош Ашана, Ханука, Пурим) дети из нашей общины получают подарки от Фонда «770». Это очень важно, поскольку усиливает ощущение праздника и оставляет приятные воспоминания.

В рамках кампании «Святые книги» три мужчины получили хорошие серьезные книги для изучения (Тору с комментариями Раши, Талмуд, Мишне Тору и другие). Подаренные книги помогают им глубже постигать Тору и иудаизм в целом.

И, конечно, мы приняли участие в кампании «Мезуза». Фонд «770» подарил нам 120 мезуз для установки в домах евреев, у которых их никогда не было.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой кампании.

Летом 2021 года началась новая, страшная волна эпидемии. Как учил Любавичский Ребе, когда происходят нехорошие случаи, надо в первую очередь проверить наличие мезуз и тфилинов. Поэтому я обратился в Фонд «770» за помощью, чтобы в каждый еврейский дом поставить мезузу. И, конечно, Фонд «770» с удовольствием поддержал эту идею. Мы поставили себе цель установить мезузы на косяках входных дверей минимум в 120 квартирах. Кампания началась в сентябре 2021 года.

Я сразу решил, что не буду поручать эту работу волонтерам, которых мы привлекаем на многих других мероприятиях, но лично сам займусь установкой мезуз. Потому что это – прекрасная возможность ближе познакомиться с людьми. Это совсем другой уровень отношений, отличный от того, когда они просто приходят на мероприятия в синагогу. Кампания «Мезуза» позволяет, с одной стороны, выполнить важную заповедь, а с другой стороны, установить личный контакт.

На сегодняшний день я проехал 108 домов, акция еще не закончилась. Я лично их посетил, со всеми общался, получил большой позитивный отклик от людей.

– Почему мезуза так важна?

Мезуза охраняет человека, как написано: «Б-г будет охранять выход твой и вход твой отныне и вовек». Но кроме того, мезуза – это вещь, которая стоит постоянно, человек проходит мимо нее, когда заходит домой и выходит из дома, и всякий раз он вспоминает о своей самоидентификации, кто он, куда идет и куда стремится. В этом плане мезуза - очень и очень важная вещь!

– Как удавалось уговаривать людей, которые сомневались?

Конечно, были те, кто сомневался: «Ой, а что соседи подумают?!», «У нас такие соседи! Что они скажут?». Я в таком случае отвечал: «Вы скажите им, что это – ваша личная сигнализация, она охраняет вас и духовно, и материально». Все-таки из-за того, что ситуация с этим коронавирусом такая необычная, почти никто не отказался.

– Поделитесь, пожалуйста, какой-то необычной историей, которая произошла с вами за время кампании «Мезуза».

То, что я лично посещал все дома, во-первых, укрепило связь людей с общиной и со мной как с представителем общины, а во-вторых, люди могли задать вопросы, которые они в обычной ситуации постеснялись бы задать, и в-третьих, они могли рассказать, что у них на душе.

Была одна женщина. Я у неё дома установил мезузу. Она накрыла стол: «Проходите, посидим, поговорим!». Я был несколько смущен, не хотел садиться за стол. Но она: «Нет, давайте посидим». Я почувствствовал, что у нее что-то на душе, она что-то хочет сказать, поэтому я зашёл. А она мне говорит: «Вы - первый человек, которому я скажу, что мой муж умер». Она ото всех знакомых скрывала, что муж умер, и ни с кем не делилась своей болью. Мне первому она раскрыла сердце и рассказала, как ей тяжело.

Мы видим, как мезуза сразу помогла человеку! Эта женщина нашла, с кем она может поговорить, поделиться болью и от кого может принять слова утешения.

– Что вы хотели бы пожелать Благотворительному фонду «770»?

Мы очень благодарны руководителям Фонда «770» за всё, что они делают, желаем им здоровья, удачи, нахаса от детей, чтобы у них было еще больше возможностей помогать евреям! Желаем Фонду «770» процветания, чтобы он и дальше развивал свои проекты, которые помогают людям чувствовать себя евреями не только в синагоге, но и у себя дома!

Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов