– Какие у вас были первые впечатления от этого города?
Первое впечатление было то, что здесь холодно! Я не ожидал, что в марте будет минус 24. Мне тогда показалось, что минус 24 – это очень холодно. Сегодня я понимаю, что минус 40 – это холодно, а минус 24 это так, вполне комфортно! Я прилетел в шляпе, у меня не было зимней одежды, холодно, скользко… Но это было лишь внешнее впечатление.
Томск – это город, в котором каждый пятый – студент. Здесь самое высокое количество студентов на душу населения в России и одно из самых высоких в мире. И здесь евреи – это, как правило, люди, связанные со сферой образования, так или иначе имеющие отношение к университетам. Кроме того, здесь была большая синагога. Она, правда, находилась в аварийном состоянии и не функционировала как синагога, но тем не менее община получила это здание и даже начала делать в нем ремонт. Я понял, что у общины есть большой потенциал, который еще далеко не полностью реализован.
– Вы уже почти 18 лет в Томске, и, наверняка, не раз происходили какие-то удивительные истории, связанные с вашей работой.
Да! Могу поделиться одной историей, которая произошла с моей женой более 10 лет назад. Неожиданно в пятницу 5-летний сын начал жаловаться на сильные боли в животе. Меня в то время не было в Томске, я был на конференции посланников Ребе в Нью-Йорке. Моя жена с сыном и с шестимесячным младенцем, которого она не могла оставить, поехала в больницу. Уже подходило время начала шаббата, жена зажгла свечи, как полагается, провела шаббат в больнице. У нашего сына, слава Б-гу, никаких проблем не было, и после шаббата они благополучно вернулись домой.
Но рядом с женой всё время была одна женщина, она смотрела, удивлялась, спрашивала, что да как. Оказалось, что эта женщина – еврейка, у нее трое детей. После того шаббата в больнице она и ее семья стали постепенно приближаться к еврейской традиции. Сейчас эта женщина работает в общине, ее дети очень активны, сын учится в Москве, в «Месивте», 19 кислева у него, в добрый час, было обрезание, теперь его еврейское имя Шнеур-Залман. Наверное, всё это произошло для того, чтобы найти ещё одну семью и чтобы они приблизились к еврейской традиции.