– А как ты вообще попал в еврейскую общину?
Это произошло благодаря моей бабушке. Она просто взяла меня за руку и привела в синагогу. Как настоящий еврейский мальчик я, конечно, отпирался изо всех сил. Из обычной школы отказался переходить в еврейскую, не понимал, зачем это всё нужно. А вот на подростковые и молодежные программы ходил с удовольствием, потому что там были и путешествия, и праздники, и подарки, и вечеринки, и, естественно, изучение еврейских традиций.
Не могу сказать, что я сильно что-то соблюдал в то время, но в общину ходил активно. И не только затем чтобы получить: часто нужна была помощь, в том числе физическая (перенести тяжести, разгрузить продуктовые посылки, отвезти подарки на дом пожилым). Так я втянулся в жизнь общины. А бабушка, которая сама меня привела в синагогу, сейчас в шоке от того, какие изменения в моей жизни произошли. Она и предположить не могла, что это так далеко зайдет!
– Тебе удается влиять на своё окружение в плане соблюдения еврейской традиции?
Очень надеюсь, что удается. Я провожу много времени в синагоге и, конечно, помогаю мужчинам накладывать тфилин. Часто приходится уговаривать, убеждать это сделать. С ребятами в школе «Ор Авнер» я занимаюсь по книге «Еврейские ценности». Очень хочу, чтобы у них сложилось четкое понимание этой темы: поведение в разных ситуациях, чистота мыслей, уважение и любовь к ближнему, отношение к чужому имуществу, - эти вещи не менее важны, чем ритуалы и молитвы.
– Почему вы с женой выбрали жить в Ростове-на-Дону? Соблюдающей семье гораздо проще в Москве, где есть кошерные магазины, рестораны и прочее.
Я даже больше скажу: принято, чтобы бохур (ученик ешивы) после свадьбы год учился в колеле под руководством раввина Йосефа Марзеля в Москве. Это и продолжение учебы, и поддержка молодой семьи, и подготовка к будущему шлихуту (посланничеству).
Мы были нужны нашей общине. Ростов-на-Дону большой город и было крайне важно возобновить ежедневный миньян и ежедневный урок Торы, которые прервались во время пандемии. Общине требовались молодые семьи, которые могут что-то давать в духовном плане. Поэтому, несмотря на то что в Москве соблюдающей семье жить, безусловно, проще, мы остались в Ростове-на-Дону.