– Рав Исроэль, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
Я родился в 1982 году в Ленинграде. Большая семья, пять братьев и сестра. Папа был известным врачом, мама – инженер-экономист. Такие вот представители советской интеллигенции. Как и многие еврейские семьи того времени, родители не были глубоко верующими людьми. Хотя мы, конечно, соблюдали основные традиции, связанные с Йом Кипуром, и праздновали Песах. Нам очень повезло, что нас воспитывали с пониманием того, что мы евреи, с ощущением причастности к еврейству и гордости за свой народ. Все мы получили еврейские имена. Но вот более глубокое понимание и приближение к религиозным и культурным традициям еврейского народа стало возможным уже только с 1990 года, когда в Ленинград приехали первые посланники Ребе (шлухим). Благодаря им и еврейской общине Ленинграда у нас появилась возможность посещать воскресную школу, а также проводить время в лагере «Ган Исроэль».
И вот уже в 1995 году, сразу после моей бар-мицвы, наша семья приняла решение совершить алию в Израиль. По рекомендации консула меня определили в «ешива́ тихони́т». Есть такие школы в Израиле, которые являются общеобразовательными, но при этом имеют религиозный уклон. «Ешива́ тихони́т» существуют в Израиле и в наше время, и я бы очень рекомендовал новым репатриантам обратить внимание на эту возможность. Еврейство захватило меня настолько, что я увидел в этом свой путь и решил продолжить религиозное образование в дальнейшем.
– Как вы стали раввином Астрахани?
В 2000 году, после окончания школы, я пошел в сугубо религиозное учебное заведение (ешива), которое расположено на севере Израиля, в очень известном месте под названием Мигдаль Аэмек. Это были интересные годы моего осмысления и познания, наши учителя – раввины пытались донести до нас важность распространения знаний иудаизма среди еврейского народа. По окончанию ешивы я принял решение провести год в учении и молитве в центральной синагоге Ребе «770». Но год превратился в прекрасные семь лет. Я продолжал учиться, получил диплом раввина, сдал еще ряд важных экзаменов. Во мне уже горела идея шлихута (посланничества), мы с друзьями постоянно выезжали на мивцоим (кампании): накладывали тфилины в общественных местах, преподавали в «релиз тайм» (это кампания, которую ввел Ребе, – преподавание религии один час в неделю для еврейских учеников светских школ), посещали дома престарелых, больницы. В силу знания русского языка я был активно связан с русскоговорящими евреями, для которых было очень важно, чтобы кто-то мог рассказать и объяснить им все тонкости еврейской религии на хорошо понятном для них языке. Это и определило в последующем мою судьбу.
Я познакомился со своей будущей женой, Дворой, и уже через короткое время нам поступило предложение от Главного раввина России Берла Лазара поехать в шлихут в Астрахань. Мы приняли это предложение и в 2010 году смогли прилететь в этот прекрасный город. На тот момент в Астрахани уже долгое время действовала еврейская община, функционировал детский сад, воскресный клуб, молодежный клуб «Stars». Все это – огромная заслуга предыдущего раввина Ш.З. Гольденберга и астраханской еврейской общины во главе с председателем А.Р. Бимбадом. Была проделана серьезная работа, и мы были обязаны с новыми силами ее продолжить.
И вот в 2019 году с Б-жьей помощью и при активном участии членов общины и благотворителей мы смогли открыть микву. Как вы знаете, это одно из важнейших мест в еврейской инфраструктуре, теперь оно есть и у нас.
За эти годы мы познакомились с членами общины, со многими астраханскими евреями, которые сегодня проживают в различных городах России и разных странах, с их помощью провели очень много социальных и общественных мероприятий.