– Эстер, расскажите, пожалуйста, о себе.
Мне 38 лет, сейчас живу в Самаре, а родом я из Волгограда. Когда мне было 14 лет, я уехала в Израиль по программе «Наале» (образовательная программа для подростков). Закончила там школу, служила в армии, училась в университете, вышла замуж. Позже из-за возникших семейных трудностей развелась с мужем и вынуждена была вернуться с детьми в Россию, в Волгоград, три года назад мы переехали в Самару. У меня двое детей: сыну 14 лет, дочке 11.
По образованию я учитель-дефектолог (на иврите «хинух меюхад»), работаю с детками с различными отклонениями. Еще получила дипломы логопеда и психолога. Как видите, я люблю учиться, учусь всё время!
В Израиле я прожила около 12 лет, очень хорошо владею ивритом и вообще обожаю этот язык. Поэтому все эти годы я преподаю иврит, после пандемии перешла в он-лайн. Оказалось, что это очень удобно! Я работала в разных учреждениях как логопед и дефектолог. С тех пор как мы переехали в Самару, я работаю в местной еврейской школе «Ор Авнер» логопедом и психологом. В проекте «SmartJ» я наставник средней группы (ученики начальной школы), а также преподаю «Мои истоки» - еврейскую традицию для всех возрастов.
– По жизни еврейство вам помогает или мешает?
Дело в том, что еврейский образ жизни для меня – это повседневность. Я действительно живу еврейской жизнью и не представляю, как может быть по-другому! Сколько помню, всегда идентифицировала себя как еврейку. Как только в России начали появляться первые еврейские организации, я их активно посещала. Потом уехала в Израиль, превратилась там в настоящую израильтянку. Я обожаю эту страну и сейчас передаю свою любовь к ней детям, которых обучаю. С еврейской общиной в России я никогда не теряла связь (здесь оставалась моя мама), а когда вернулась, то она только укрепилась.
Еврейские традиции я начала соблюдать в 2008 году, когда познакомилась с бывшим мужем. И соблюдаю до сих пор. Конечно, бывают трудности, случаются откаты, но, слава Богу, мои дети растут в религиозной еврейской семье.
Из-за этого, кстати, возникали сложности: во время учебы я не могла сдавать экзамены по субботам, а, когда уже работала, сложно было получить отпуск или отгулы на йом-товы (праздничные дни). Ну этот вопрос я решила: теперь работаю исключительно в еврейских организациях!
– Где вам как соблюдающей еврейке проще жить: в Израиле или в России?
Как и многие выпускники программы «Наале», в Израиле я ощущаю себя на своем месте, я – израильтянка. Поэтому в России мне было немного трудно с местным менталитетом. И хотя я живу здесь уже десять лет, всё равно порой бывает сложно. Например, я часто улыбаюсь, а люди этого не понимают.
Ещё. Там у меня была семья, друзья, и это меня очень поддерживало. Зато здесь есть большая и крепкая община, помощь которой я ощущаю буквально каждый день (спасибо раввину Шломо и рабанит Дине Дайч). В Израиле последним местом моей работы был пенсионный фонд, я была сосредоточена исключительно на личной жизни, на семье. Здесь же, работая в общине, я смогла раскрыть свой лидерский потенциал.