«Классическое еврейское образование и государственный стандарт»
Раввин Леви Ицхак Друц
Директор ешивы «Тиферет Бахурим» в Жуковке
– Рав Леви, расскажите, пожалуйста, про ешиву «Тиферет Бахурим». Чем она особенна?

Ешива «Тиферет Бахурим» основана Главным раввином России Берлом Лазаром более пяти лет назад для тех еврейских семей, которые заинтересованы в получении их сыновьями классического еврейского воспитания и образования на базе ешивы в сочетании с изучением общеобразовательных предметов. Отличие нашей ешивы, например, от московской школы «Месивта», в которой также сочетается прохождение обычного школьного курса с классическими еврейскими дисциплинами, в том, что у нас уровень образования и воспитания более традиционный, более ортодоксальный, если угодно.

Ешива «Тиферет Бахурим» совмещает два направления: дает необходимый по государственному образовательному стандарту блок так называемых светских предметов и обеспечивает качественное еврейское воспитание и образование. Это непростая задача, которая требует новаторских методик и профессионального мастерства преподавателей. Главная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это дефицит времени. Ведь обычно в ешиве еврейская классическая учеба занимает весь день, и именно это является залогом успеха ее учеников. Мы же делим то время, которое в обычной ешиве используется только для еврейских предметов, на еврейские и светские.

– Насколько успешно удается совмещать эти два направления?

У нас есть прогресс по всем фронтам, как мне кажется. Ребята занимаются. В тех случаях, когда им необходима поддержка, мы приглашаем репетиторов. Дополнительные занятия проводятся в свободное время и только по желанию учеников, но мы, конечно, рекомендуем детям и родителям, когда это необходимо, не игнорировать такую возможность. У нас хорошие преподаватели и по светским, и по еврейским предметам, они умеют увлекательно подать материал, заинтересовать мальчиков заниматься. И ребята растут во всех областях знания.

К примеру, в конце лета я был на сиюм масехет, завершении изучения трактата Талмуда одним из наших учеников. В прошлом году мы начали с ним изучать трактат «Мегила» (это один из трактатов Вавилонского Талмуда), но не успели всё пройти до каникул. Так он летом со своим папой сел и завершил изучение самостоятельно. Мальчик положил много сил на учебу, очень старался и к концу каникул закончил изучение трактата. На самом деле в еврейском образовании это и есть самое главное: ребенок ощущает, что изучение Торы это не что-то факультативное, оно происходит не из-под палки и не ради каких-то галочек и тому подобного, а именно ради самой учебы, когда реализуется естественная потребность в приобретении знаний! Это только один пример той высокой мотивации и желания учиться, которые дает ешива «Тиферет Бахурим».
– Кто ваши ученики? Какие семьи выбирают вашу ешиву?

Самые разные. Часть учеников – это дети раввинов, шалиахов (посланников) из Москвы и других городов России. Часть – дети из обычных еврейских семей, которые хотят дать своим сыновьям традиционное еврейское образование. Причем даже не всегда это семьи ортодоксальные и глубоко соблюдающие. Это могут быть семьи, придерживающиеся каких-то традиций, потихоньку продвигающиеся на этом пути и только приближающиеся к соблюдению.

– На каком языке ведется преподавание?

По-разному. Есть дети, которые приходят с нулевым уровнем как еврейских знаний, так и иврита. Одной из приоритетных задач для нас является овладение учеником иврита как разговорного языка. В прошлом году мы не могли уделять этому очень много времени, потому что у нас не было достаточно персонала. В этом году мы привлекли в качестве преподавателей и воспитателей носителей языка. И у ребят, которые хотя бы чуть-чуть знают иврит и могут немного объясниться, преподавание идет на иврите. Несмотря на то что их уровень может быть пока неидеален для свободного и уверенного общения, на занятиях ребята должны взаимодействовать со своими преподавателями на иврите. В этом году мы настойчиво внедряем эту методику.

Понятно, что мальчикам, которым требуется поддержка в плане дополнительных занятий языком, мы ее оказываем. У нас есть уроки иврита, которые провожу я. У меня свой подход к преподаванию языка, ориентированный на повышение уровня навыков разговорного иврита. Моя задача, чтобы ребята заговорили.
– Что учат в ешиве «Тиферет Бахурим»?

Основное, что учат в ешиве, – это Талмуд. Он подразделяется на два компонента: Мишна и Гмара. Начинающие ребята, которые ранее ничего этого не учили, изучают Мишну. Кроме того, есть курс по галахе (еврейскому закону), который преподается по разным книгам: Кицур Шульхан Арух (сокращенный вариант еврейского законодательного кодекса), различные сборники, состоящие из тематических подборок по законам.

Начинающие группы изучают Мишну, Шульхан Арух, хасидские тексты (Танию, труды Любавичского Ребе, некоторые более сложные, как маамары), из первоисточников они изучают Танах (Тора, Пророки и Писания) с комментариями. Продвинутые группы изучают уже Гмару, разного уровня сложности комментарии к ней, хасидские тексты, галахические (законодательные) тексты.

– Эта программа соответствует тому, что учат в классических ешивах?

Нужно понимать, что в классических ешивах учатся с раннего утра и до позднего вечера. Понятно, что объем знаний, которые люди получают за эти часы, невозможно втиснуть в те рамки, которые предоставлены нам, поскольку у нас изучаются также общеобразовательные предметы. Но мы стараемся сделать так, чтобы наши ученики получали необходимый базовый уровень, который позволит им чувствовать себя комфортно даже в среде ребят, которые учатся в ультраортодоксальных ешивах. Я считаю, что для того количества часов, что у нас есть, мальчики учатся качественно и на довольно высоком уровне.

– Куда идут выпускники вашей ешивы?

В настоящее время у нас пока нет старшеклассников, которые бы учились в 10 и 11 классах, у нас пока только мальчики до 9 класса. Но в целом в ешиве предполагается обучение до получения аттестата зрелости, то есть сдачи государственных экзаменов, после чего выпускники могут выбирать свой путь. Они вполне могут стать абитуриентами какой-то классической старшей ешивы или сдать экзамены в университет. Этот выбор, конечно, всегда предоставлен им самим и их родителям. Но главное, что они будут конкурентны в любом из выбранных вариантов.

– Если в ешиве ребята проходят одновременно две программы, они что же всё время сидят и учатся?

Со стороны может так показаться. У них на самом деле очень насыщенная и разноплановая образовательная программа. Однако мы предоставляем им и «развлекательные» опции, например, спортивные секции. Мальчики занимаются самбо, у них есть футбол, бассейн, уроки ораторского искусства, от которых ребята просто без ума. В прошлом году были занятия по дизайну. Посещение всех кружков по желанию. Если ребенок заинтересован в том, чтобы посещать эти занятия, он их посещает, если нет – то нет, но такую возможность мы предоставляем.

Есть занятия для тех ребят, кто хочет быть на очень высоком уровне, как в классической ешиве. Наши преподаватели готовы заниматься с мальчиками в дополнительные часы в индивидуальном формате или в микрогруппах.
– Расскажите о программе «Геула и Машиах», которая проходила в ешиве в прошлом учебном году.

Это потрясающая инициатива одного из наших основных спонсоров – Благотворительного фонда «770»! Кроме того что фонд поддерживает ешиву «Тиферет Бахурим» на постоянной основе уже несколько лет, в прошлом году благодаря ему в ешиве прошла акция, посвященная изучению темы «Геула и Машиах». Ребята очень вдохновились, для них это был невероятно важный опыт.

Программа включала в себя три компонента: 1) изучение достаточно объемных подборок по теме «Геула и Машиах» на русском языке; 2) пересказ маамаров Любавичского Ребе и сдача экзамена по ним; 3) заучивание наизусть глав из книги «Тания» на иврите.

Основная тематика, которую они изучали, - это эпоха Машиаха: как иудаизм смотрит на эту идею, какова цель создания Вселенной, для чего существует этот мир, какая миссия возложена на каждого человека, какова его роль в приближении мира к своему идеальному состоянию. Среди книг, которые мы использовали, – «Дни Машиаха» рава Менахема Брода. Еще до того, как книга официально вышла в свет на русском языке, мы получили у издателя те отрывки из нее, которые нам были интересны. Ребята учили их в парах и микрогруппах в свое свободное время, во время самостоятельных занятий или вместо каких-то кружков. Они должны были изучить материал, а затем ответить на вопросы.

Изучили пять основополагающих маамаров Любавичского Ребе на разные темы. Здесь задача была чуть более сложная: надо было сдать экзамен по содержанию каждого маамара. Были относительно небольшие тексты, а были и гигантские маамары, сложные для запоминания и пересказывания, настоящие философские эссе.

И, наконец, ребята должны были выучить наизусть, слово в слово на иврите, две главы из книги «Тания» – 32-ю и 47-ю. 47 глава рассказывает о философской концепции выхода из Египта, а 32 глава говорит о взаимоотношении между людьми, ахават исраэль (любви к ближнему). Мальчики не просто учили наизусть эти главы, но также должны были знать их содержание (а без этого не имеет смысла учить наизусть).

Всё это требовало больших усилий, потому что шло в дополнение к основной учебной программе.

– Были ли какие-то награды для учеников?

Да, были очень крутые призы. Предполагалась поездка по еврейским общинам Кавказа летом 2023 года, но она, к сожалению, не состоялась по объективным причинам, из соображений безопасности, и пока отложена. Ребята, которые выполнили все условия акции (сдача всего ранее перечисленного не ниже определенной оценки и посещение соответствующих занятий), будут участвовать в этой поездке. Каждый из них получил в подарок свиток Мегилат Эстер в потрясающем футляре, на который нанесены имя и фамилия ученика, логотип Фонда «770» и логотип ешивы. Свитки красивые, большие, с крупным шрифтом – подарок очень ценный!

– Как акция повлияла на ребят?

На первый взгляд кажется, что про Машиаха и Избавление знают все. Однако люди часто не отдают себе отчет в том, насколько эта тема широкая и многосоставная. В ней есть столько деталей, столько всего, что широкой аудитории абсолютно неизвестно!

Наши ученики столкнулись с огромным пластом знания, о котором раньше никогда и не думали. У некоторых ребят были какие-то разрозненные знания в этой теме, кто-то знал больше, кто-то меньше, кто-то вообще ничего. Все они точно повысили свой образовательный уровень, обогатились новыми понятиями и идеями.

Ребята задавались большим количеством вопросов. Вожатые и воспитатели, которые с ними эту акцию проводили, говорят, что мальчики буквально их засыпа́ли вопросами, сопоставляли сказанное в одном месте с тем, что они прочитали сейчас, думали, как это совместить. Ведь эта тема невероятно богата! По некоторым деталям нет единого мнения, одни авторитеты еврейской традиции говорят одно, другие другое, это вызывает определенный когнитивный диссонанс. Ребятам приходилось пробиваться через эти тернии и выкристаллизовывать свою позицию.

Кроме того, эта тема предполагает большое эмоциональное вовлечение. Весь мир стремится к какому-то идеальному состоянию, и именно от меня зависит, насколько скоро и насколько качественно это произойдет. Если раньше ребята об этом не очень задумывались, то по групповой динамике, мы заметили, что теперь они задумались об этом всерьез.

– Ваши слова в адрес Благотворительного фонда «770».

Я думаю, что словами будет очень сложно выразить признательность Фонду «770». Поощрение дополнительных занятий очень важно, потому что стимулирует ребят учиться помимо основной программы. Эта акция, безусловно, стимулировала учеников ешивы больше и больше стремиться к знаниям.

Я вижу, что Фонд «770» невероятно внимателен к детям и к их потребностям. Он хочет сделать так, чтобы ребятам было хорошо и помимо учебного процесса, чтобы у них было хорошее настроение. И прекрасные призы – это здорово. Я считаю, что детям нужно дарить подарки и опосредованно через эти подарки поощрять их к тому, чтобы они учились. Огромная благодарность вам за внимание к ребятам! Они все счастливы неимоверно!
Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов