«Ответственность быть еврейкой»
Элишева Бараш

– Элишева, расскажи немного о себе. Чем ты занимаешься?

Шалом! Мне 26 лет, я родилась и живу в Челябинске. По образованию – учитель-логопед и педагог-психолог начальных классов.

– Ты с детства знала, что ты еврейка?

Да, мои родители – евреи. Они полностью ощущали и ощущают себя евреями, но мы всегда были, скорее, светской семьёй, чем соблюдающей. Не могу вспомнить каких-то особых бесед с родителями о том, кто такие евреи, являюсь ли еврейкой я и что же это за язык такой – иврит. Иудаизм жил во мне на незримом интуитивном уровне.

– А когда пришло осознание?

Переломный момент произошёл, когда мне исполнилось 6 лет. Однажды вечером, вернувшись из своего обычного детского сада по месту жительства, я радостно объявила: «Представляете! Мы сегодня разучивали танец „Сорок семь"!» С этим танцем было решено участвовать в отборе на местный фестиваль-конкурс детского творчества «Хрустальная капель». На отборочном этапе мы выступили успешно, «7:40» приглянулся жюри и вошёл в итоговую программу фестиваля. События развивались вполне благополучно, но в один из подготовительных дней наш музыкальный работник (с которой мы теперь часто видимся в синагоге и тепло общаемся) собрала нас, детей, в зале и извиняющимся голосом сообщила, что члены жюри постановили уменьшить количество танцоров на сцене и исключить из танца четырёх человек, среди которых была и я…

Помню, пришла домой с вестью о том, что всем выступавшим по возвращении торжественно вручили по воздушному шару и упаковке печенья в бумажной обёртке (тогда это был очень значимый приз), а мама с грустью промолвила: «Единственная еврейка в группе – и не взяли в еврейский танец»... Так моё понимание национальной принадлежности стало осознанным.
– Когда ты начала активно участвовать в жизни общины?

Точкой отсчёта считаю 2002 год, когда поступила в первый класс школы «Ор Авнер». С тех пор старалась вносить посильный вклад в еврейскую жизнь Челябинска: выступала на праздниках, ездила в еврейские лагеря и на семинары, посещала творческие студии, публиковалась в еврейских газетах и журналах, принимала участие в проектах еврейского неформального образования. Посещаю уроки «Колель Тора», веду группу «ВКонтакте», посвящённую сохранению памяти о Холокосте.

– Как твое окружение относится к тому, что ты еврейка?

Благодаря моим родным и школе «Ор Авнер», значительную часть жизни я находилась преимущественно в еврейском окружении. В студенческие годы и после окончания университета общение стало интернациональным. В какой среде мне уютнее, сказать сложно. Довольно часто в одно и то же время мне удавалось находить полное понимание в нееврейских кругах и чувствовать себя совершенно чужой среди евреев. Мне интересно общаться с представителями разных вер, подмечать культурные сходства и различия. Безусловно, я понимаю, что один человек не может быть олицетворением всего народа, но при этом всегда чувствую большую ответственность за тот образ еврея, который транслирую обществу.

Меня беспокоит наше будущее, ведь чем активнее и недальновиднее ассимилируется еврейский народ, тем сложнее каждому последующему поколению – особенно юношам и девушкам из провинциальных городов – найти себе подходящую пару для создания семьи.

– А родители поддерживают твое стремление к еврейской традиции?

О, да! Помню, как в младших классах обучала маму ивриту. Даже отметки в дневнике ставила. А она, в свою очередь, брала меня на воскресные встречи женского клуба при синагоге. Родители сопровождали меня на всех общинных мероприятиях, причём, делали это абсолютно осознанно, искренне, без принуждения извне. Мы вместе посещали лекции проекта «Колель Тора». Считаю, что они разбираются в философии иудаизма гораздо лучше меня. Для них важны еврейские знания и собственная идентичность.

– Современному молодому человеку или девушке важны хорошие отношения с родителями? Помогает ли тебе то, что ты близка со своими родителями?

Да, я на своём собственном примере вижу, как важны современному человеку хорошие отношения с родителями. А как детский психолог отмечу, что доверительные отношения с родителями необходимы в любом времени и возрасте. Да, родители поддерживают меня в моих думах и стремлениях. Говорю им за это большое спасибо и желаю крепкого здоровья!

– Какую помощь от Благотворительного фонда «770» вы получаете и как это помогает вашей семье?

Благодаря кампании «Святые книги» наша домашняя библиотека пополнилась замечательными книжными изданиями: именно теми, которые мы мечтали когда-нибудь приобрести. А программа «Кошерный дом» помогает нам правильно питаться не только в синагоге, но и дома. Мы давно не покупаем колбасу в магазинах, и теперь я могу утром съесть бутерброд без зазрения совести.

– Что ты хотела бы пожелать Фонду «770»?

Меня всегда восхищали и восхищают люди, которые готовы щедро делиться заработанным с другими. Хочется достичь финансовой стабильности и последовать их примеру. Спасибо вам за регулярную помощь и поддержку нашей семьи!

Благотворительность, как понимаю её я, – это сфера, находящаяся сразу в двух зеркально отображающихся плоскостях взаимоотношений: «человек – человек» и «человек – Всевышний». И я верю, что всё доброе, что мы привносим в этот мир, возвращается нам в многократном размере. Именно этого я вам желаю. А ещё: крепкого здоровья, мудрых решений, семейного благополучия и успешных проектов!

Над текстом работала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов