«Не хочу прохлаждаться»
Раввин Эли Рисс

– Рав Эли, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

Я родился в обычной, не религиозной семье. Когда мне был 1 год, мы переехали в Израиль. Здесь семья начала потихоньку приближаться к традициям. Брат и сестра создали свои семьи, стали соблюдающими. Я же никогда не стремился к религии. Мне нравилось только одно – шаббат: все собираются вместе за одним столом, никто никуда не бежит, ни в клубы, ни на дискотеки – такой праздник в кругу семьи. Я решил, что, когда стану взрослым, буду соблюдать только шаббат!

– Как же вы стали религиозным?

Родители решили вернуться в Биробиджан. Меня, конечно, они забрали с собой. Я думал тогда, что наконец-то буду свободен от еврейства, от еврейской традиции. И, действительно, я начал учиться в местной школе, у меня появились друзья – всё, как у обычного школьника.

Однажды прихожу из школы, включаю телевизор и вижу: раввин города выступает в какой-то передаче. На ломаном русском языке он пытался говорить, достучаться до каждого еврея. Вдруг у меня щелкнуло: «Вау, тут есть раввин!» Мне очень захотелось с ним познакомиться и поговорить (вы должны понимать, что с рождения я говорил на иврите, а русский, можно сказать, выучил уже в школе)… Прошло время, я начал ходить в воскресную школу при общине. На Хануку нас пригласили сделать совместную фотографию с раввином. Я был так рад, что наконец увижу раввина и с ним поговорю. Но, представьте, я не мог вымолвить ни слова! Мне стало так обидно, что я упустил эту возможность! Нам подарили ханукии, а севивоны (волчки), с которыми мы фотографировались, надо было вернуть. И вот на крыльце синагоги я столкнулся с парнем, который забыл отдать севивон и не знал, что с ним делать. Я подумал: «Вот мой шанс!» Выхватил севивон, побежал к раввину, заговорил с ним на иврите. Раввин был очень удивлен. Так началось наше знакомство.

Я стал ходить в синагогу, потом решил соблюдать Йом Кипур. Как-то летом раввин предложил мне поехать на несколько недель в Москву (в лагерь и в ешиву). И он купил мне билет в одну сторону (как знал!). Очень долго я сомневался, но в последний момент всё-таки решил остаться в ешиве. В конечном итоге я стал более религиозным, чем вся моя семья.

– Вскоре после свадьбы вы стали раввином Биробиджана. Почему вы выбрали именно этот город?

Я видел, как тяжело было предыдущему раввину, община ему не помогала, у него были сложные отношения с сотрудниками, не было кошерной еды… Когда он уехал, я понял, что для меня это – челлендж (вызов): закончить то, что он начал, сделать то, о чем он мечтал! И у нас получилось даже больше, чем изначально представлялось. Теперь там есть хорошо развитая еврейская инфраструктура: кошерный ресторан, миква (построенная, кстати, при поддержке Благотворительного фонда «770»), садик, молодежный центр и так далее.

– Вам было легко всё это сделать?

Это было очень сложно! Политика, пиар, работа с людьми. Меня не пускали в страну, забирали документы… Было нелегко, но я знал, что у нас есть цель. В конечном итоге, всё слава Б-гу! Удалось сделать даже больше благодаря этим сложностям.

Еще до свадьбы, пока учился в ешиве, я ездил на практику в Биробиджан. Мой руководитель в ешиве спросил тогда меня: «Ну, как было?». Я говорю: «Просто замечательно! Сделал и то, и то». «Что?! Всё так легко, без проблем?» Я говорю: «Да, всё легко». «Тогда у тебя не было никакого шлихута!» Когда у тебя появляются проблемы, и ты их решаешь на благо еврейской общины – вот тогда у тебя настоящий шлихут! Когда мы в шлихуте, мы не боимся, а делаем то, что нужно, пытаемся сделать всё по-максимуму, чтобы не было потом стыдно перед Ребе и перед самим собой.

– Почему вы приняли решение уехать?

У меня было две причины. Первая – это дети. Я не мог дать им нормальное еврейское образование. На протяжении двух лет сын учился он-лайн. Мы сидели каждый день до 22 часов за компьютером (из-за разницы во времени). Наступила очередь дочери учиться. Я понял, что мы просто разрываемся, не можем нормально заниматься общиной.

Вторая причина состояла в том, что основные проблемы разрешились, всё стало идти достаточно легко, как бы по накатанной, а мне нужен челлендж, сложности, которые надо преодолевать. Я еще не старый, не хочу прохлаждаться и без головной боли ложиться спать.

Когда я услышал про Еврейский университет (кампус в Отрадном), я понял, что это место, у которого много проблем, но которое имеет огромный потенциал. Моя цель – через несколько лет превратить его в солидный университет, сделать наш кампус известным, чтобы им восхищались и стремились в него попасть. И с Б-жьей помощью, мы с командой идем к этому!

– Какая работа сложнее: раввин города или вице-президент университета?

Конечно, не раввин города. В Биробиджане у меня было такое же количество молодежи, как сегодня в университете, но мне не нужно было видеться с ними каждый день (хотя на связи мы были постоянно). Мы встречались раз в неделю или раз в месяц, на занятиях, на праздниках. Показателями моей успешности было количество мероприятий, обрезаний, насколько много молодежи собралось.

В университете же у меня не только управленческая, но и воспитательная работа. Мне надо быть и старшим братом, и отцом, и другом. Это очень тяжелый труд, потому что результат мы увидим лишь через несколько лет: выйдут ли ребята из университета высокообразованными людьми, имеющими хорошую специальность и при этом гордящимися своим еврейством.

– А зачем нужно еврейское образование современному молодому человеку?

Оно не просто нужно, оно необходимо! Если еврей элементарно не знает ничего о своей традиции, чего стоит его еврейство? Еврейское образование необходимо, чтобы элементарно быть евреем и жить по-еврейски! Не просто из википедии узнать что-то про еврейские праздники, а жить этим и соблюдать.

– Почему родители должны направить своих сыновей в ваш университет?

Еврейский университет – это уникальное соединение хорошего современного образования и еврейской традиции. Если родители хотят, чтобы их ребенок сохранил связь с традицией и еврейским народом и при этом получил востребованную профессию (в юриспруденции, экономике и прикладной информатике) – это только Еврейский университет!

– Благотворительный фонд «770» неоднократно помогал университету в развитии именно еврейского компонента. Насколько эта помощь важна?

Фонд «770» – большой друг и партнер Еврейского университета (кампуса в Отрадном). Благодаря вашей помощи у нас есть миква, которую парни посещают ежедневно. Регулярные акции и кампании Фонда «770» развивают в каждом из студентов желание продвигаться в соблюдении традиций, изучать святые книги и расширять свой еврейский кругозор!

– Что вы хотели бы пожелать Благотворительному фонду «770»?

Только роста, только расширения! Как говорил Ребе: нельзя останавливаться на достигнутом, всегда надо делать больше! Успехов в этом святом деле! Это огромная работа, которую вы делаете, и бессонные ночи, которые вы не спите, чтобы у каждого еврея было кошерное мясо, книги, мезуза, тфилин.

«Любить ближнего, как самого себя» – это, как объясняется, любить даже того еврея, который далеко и которого ты не знаешь. Фонд «770» делает свою святую работу по всей стране и в Еврейском университете, даже не зная лично этих евреев. Он всегда помогает, всегда стремится сделать еще больше, чтобы достучаться до каждого!

Над текстом работала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов