«Работа 24/7»
Раввин Эфраим Колпак

– Рав Эфраим, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

Я родился в Харькове в еврейской семье. Песах, Ханука, маца, мезуза… Мне с детства многое было известно о еврейских традициях и законах. Мои прадедушка и прабабушка застали еще тот довоенный еврейский Харьков, который был уничтожен фашистами. И они же удостоились увидеть возрождение еврейской общины Харькова раввином Мойше Московичем – шлиахом (посланником) Ребе, который приехал 30 лет назад в наш город. Моя прабабушка ушла два года назад, а прадедушка и сейчас живет в Харькове. Раввин Москович приблизил моих родителей к еврейским ценностям, помог им войти в еврейскую жизнь. Поэтому в 9 лет мои родители отдали меня учиться в ешиву ктану (младшую ешиву).

– Интересно узнать про вашу учебу.

Харьковская ешива ктана – это такая школа для мальчиков, в которой в первой половине дня преподаются еврейские предметы, а во второй – общеобразовательные. Закончив ешиву ктану, я поехал учиться в ешиву гдолу (старшую ешиву) Томхей Тмимим в Подмосковье. Спустя три года меня направили в Израиль, в ешиву Кирьят Гат, потом в ешиву Любавичского Ребе в 770, в Нью-Йорке. Оттуда я поехал в свой первый шлихут: в ешиву ктану в Малаховке, в Подмосковье, помогать мальчикам в непростом деле постижения еврейской мудрости.

Когда я был шлиахом в ешиве в Малаховке, меня познакомили с дочерью раввина Хабаровска. Мы поженились. После того как я отучился в колеле (ешиве для женатых) в Москве год, раввин Берл Лазар предложил нам поехать в Биробиджан. Так получилось, что мы поселились по соседству с моими тестем и тещей.

– Помогает ли вам то, что рядом с вами родственники?

Скажем так, у них своих дел полно. Когда ты работаешь раввином в каком-то городе, ты один и тебе надо делать всё и сразу, делегировать просто некому! У них просто нет времени съездить даже относительно недалеко, в соседний регион. Мы созваниваемся, обсуждаем какие-то вопросы. Но, конечно, психологически это очень помогает, ты знаешь, что рядом у твоего сына есть бабушка и дедушка.

– Вы всегда хотели быть посланником Ребе?

Еще в подростковом возрасте у меня были сомнения по этому поводу. Ведь шлиах – это статус, который требует очень большой ответственности. Твое поведение становится делом общественным, потому что все смотрят, как ты себя ведешь, с тебя берут пример. Твой духовный уровень – уже не просто твоя личная ответственность перед Б-гом, но ты действительно оказываешь влияние на людей и отвечаешь за них!

С течением времени чем больше я находился в ешиве, общался с духовными наставниками, тем больше я понимал, что ценность быть шлиахом перевешивает неудобства от того, что ты становишься центром внимания. Стало понятно, что самая дорогая вещь в мире – это быть частью чего-то большего, чем ты: быть посланником Ребе, воплощать его идеи на практике и быть в авангарде его армии, которая приведет Машиаха!

– Вы не сомневались, ехать или нет в Биробиджан?

Безусловно, мы долго размышляли об этом. Важно ведь, чтобы не только меня, но и мою жену устраивало то место, где мы будем жить. Мы написали письмо Ребе о своем решении принять это предложение и стать его посланниками здесь. И только после этого двинулись в путь.

– Если взглянуть на карту, Биробиджан – просто край света! Как я понимаю, вас не пугало оказаться в таком отдаленном месте?

Когда переезжаешь куда-то, комфорт и бытовые условия, безусловно, играют значимую роль в принятии решения, но главное на что обращаешь внимание – будет ли тебе чем заниматься в этом месте. Ты можешь жить в самом комфортном месте, например в Калифорнии, и ничего не делать. Это просто надоест в какой-то момент! Когда мы ехали сюда, нам важно было понять, есть ли здесь евреи, есть ли с кем работать. Еще до окончательного переезда мы приезжали в Биробиджан, можно сказать, на разведку. Мы убедились в том, что здесь есть достаточное количество евреев для того, чтобы быть занятыми 24 часа 7 дней в неделю. Я говорю семь, потому что шаббат – это тоже рабочий день и даже больше. В шаббат мы встречаемся с людьми на молитвах, на трапезах, много разговариваем, просто общаемся по душам.

Мы здесь находимся немногим больше двух недель, и я познакомился уже с пятью десятками евреев. И есть контакты не одного десятка евреев, с которыми я пока не познакомился. Так что работы полно, и это – самое главное! Поэтому мы здесь.

– Как вас встретили местные евреи? Вы же приехали вместо раввина Рисса.

Безусловно, Эли оставил о себе очень хорошие воспоминания, его здесь любят. Передача должности произошла плавно, он рекомендовал меня, сказал, что это происходит с его одобрения, что всё будет хорошо. Действительно, когда мы приехали, люди нас тепло встретили, помогали и помогают в каких-то бытовых делах.

– Рав Эфраим, расскажите, пожалуйста, чем конкретно вы занимаетесь как раввин общины?

Моя деятельность очень обширна. Это и организация трапез, праздников, встреч разного уровня, и координация всех действующих программ (Stars, EnerJew), и самые непосредственные обязанности раввина. Я должен учиться сам и преподавать другим. «Преподавать» – это не просто час в день кому-то что-то рассказывать. На самом деле, чтобы этот час преподать, надо еще минимум часа два готовиться. Провожу молитвы, читаю Тору для общины (к этому тоже надо готовиться) и многое другое. Иногда мы навещаем людей на дому, бывает, нужно помочь материально или приободрить и поддержать эмоционально.

– У вас есть план будущего развития общины?

Как я уже говорил, главное, что здесь есть евреи. Наши задачи, которые мы с женой себе поставили: во-первых, познакомиться с евреями Биробиджана, во-вторых, обеспечить наличие и функционирование той инфраструктуры, которая потребуется для этих евреев, чтобы поддерживать еврейский цикл жизни от рождения до смерти, не дай Б-г. Всё должно быть открыто и работать! С Б-жьей помощью, нам удалось открыть 1 сентября после каникул детский сад. Это наша большая радость. Миква пока закрыта, ждем дождей: в ней была вода от таяния снега, сейчас старую воду слили, микву осушили, будем набирать дождевую воду.

– Как вы познакомились с Фондом «770»?

Благотворительный фонд «770» у всех на слуху. Первая моя ассоциация с Фондом «770» – это журнал «Derher», который переводится на русский язык и издается вашим фондом. Он попал ко мне в руки в прошлом году, когда я учился московском колеле. Это интереснейший журнал, очень качественное издание. Я получаю большое удовольствие от чтения!

– Как Фонд «770» помогает вашей общине?

Еще до моего приезда на деньги вашего фонда была открыта прекрасная миква. Сейчас в рамках кампании «Кошерный дом» 27 еврейских семей из Биробиджана (в основном, многодетные и малообеспеченные) ежемесячно получают кошерные продуктовые наборы от Благотворительного фонда «770». Эти хорошие большие наборы поддерживают местных евреев и позволяют им питаться кошерно.

Кампании фонда очень помогают в работе шлиахов, потому что все расходы и организационные вопросы фонд берет на себя, а нам остается только координировать это на месте. И нам гораздо проще общаться с людьми, потому что уже есть повод начать беседу, привести еврея в синагогу.

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Чтобы он продолжал свою работу! Я не представляю, что было бы без него! Продолжать свою деятельность, все больше расширяться и, конечно, видеть плоды этой работы!

Над текстом работали:
Кира Гуревич
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов