– Чем особенна ваша община?
Не могу сказать, что у нас какая-то особенная программа или община чем-то отличается от всех других. Естественно, есть молитвы, образовательные программы, праздники, воскресная школа для детей.
Община – это такое место, где еврей может найти не только духовную опору (молитвы, уроки Торы, беседы с раввином), но и материальную поддержку. Здесь люди знакомятся друг с другом, находят друзей. Оказывается, многие просто не знают своих соседей, тем более не представляют, что в двух минутах живет другой еврей. И встречаются они именно в синагоге! Еще часто именно в синагоге находят друг друга деловые партнеры (естественно, в субботу вопросы бизнеса не решают). Такие случаи не раз бывали у нас.
Мы приходим в синагогу за духовностью, а получаем и духовность, и друзей, и материальные блага. Человеку, который стремится ко Всевышнему, Он гарантирует успех во всём. Духовность – это не отрыв от материальности. Нет, это – подъем вместе с материальностью ко Всевышнему!
– Что для вас самое трудное в вашем шлихуте (посланничестве)?
На данном этапе для нас очень важно, чтобы как можно больше людей узнало, что здесь есть община. Далеко не все евреи района знают, что рядом с их домом открылась синагога! Мы пытаемся донести эту информацию до как можно большего количества людей. Поэтому я бы сказал, что главная трудность в том, что еще не так много людей знает про это место. И это то, над чем мы активно работаем!
– А что приносит вам наибольшую радость?
Задача шлихута (посланничества) – это найти каждого еврея и приблизить его ко Всевышнему. Поэтому, когда это удается, я понимаю, что мы здесь оказались неслучайно, мы находимся там, где должны, и занимаемся тем, что нужно. Это и есть самая большая радость.
– Происходили ли в вашей общине какие-то удивительные истории?
Я хочу рассказать об одном интересном явлении, давшем хороший результат.
В самом начале нашей работы, когда практически никто не знал, что в Сколково открылась синагога, регулярно ходил лишь один человек. Каждый день, утром и вечером, по несколько часов мы с ним вдвоем сидели и учились. Его это настолько захватило, что он продолжил самостоятельно изучать новые и новые темы, купил еврейские книги домой, стал разбираться во многих вещах. Поначалу его вопросы были самыми простыми, характеризующими его как человека, не разбирающегося ни в Торе, ни в еврейской традиции. Но через какое-то время, после многих бесед и размышлений, вопросы, которые он задавал, стали гораздо более глубокими и серьезными, это уже были вопросы знающего человека.
Спустя некоторое время в общине появился человек, который вообще не хотел ходить в синагогу: ни молитва, ни уроки его не интересовали. Мы не знали, чем его зацепить, пока тот первый, о котором я рассказал выше, не нашел к нему подход. Он стал подкидывать тому разные вопросы и идеи из недельной главы. Второго человека это заинтересовало, он начал читать, вникать в текст Торы и в итоге стал регулярно ходить к нам на уроки.
И вот совсем недавно пришел третий человек. Двое первых, которые уже оба учат Тору, оба довольно много знают, подключили его. Он тоже сказал, что хочет быть в теме, хочет учиться. Так и идет потихоньку по цепочке, один цепляет другого.
Это фишка, которую я заметил у нас, и считаю, что она должна быть в любой общине. Не только раввин должен быть мотиватором, но и остальные прихожане. Нужно постараться сделать так, чтобы люди, приходящие в общину, друг друга стимулировали, друг другу по-хорошему завидовали: «Как он продвинулся!» «Как он много знает! Я тоже хочу».
И в этом секрет успеха, мне кажется. Ведь тогда люди не просто приходят в общину что-то получить, а сами отдают свой свет другим.