Раввин Давид Блох
«Провожая в последний путь»

– Реб Довид, расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша работа.

Я помогаю евреям похоронить их близких по еврейской традиции. Смерть приходит неожиданно. Конечно, бывает понятно, что она приближается. Однако часто (и это связано с человеческой природой) люди просто не могут принять мысль о смерти, о похоронах, пока их близкий еще жив. Тогда первой реакцией, помимо горя, будет растерянность: что делать, куда бежать? Поэтому существует «Хевра Кадиша», куда могут обратиться родственники умершего еврея. Мы рассказываем, как правильно похоронить, как соблюдать траур, как поминать и что делать для поднятия души, помогаем со всеми организационными вопросами и проводим похороны в полном соответствии с традицией.

– Как долго вы руководите московской похоронной службой «Хевра Кадиша»?

Десять лет.
– Ого! Большой срок! Почему вы выбрали эту, прямо скажем, неординарную деятельность?

Это произошло довольно случайно. Хотя в нашей жизни всё Свыше! Мне было 14 лет, и меня как ученика ешивы попросили остаться на ночь рядом с телом умершего и читать Тегилим (Псалмы). Бывает, что человек умирает вечером или ночью, а в темное время суток не хоронят. Тогда, чтобы не оставлять тело одно, всю ночь до утра возле него сидят и читают книгу Тегилим. Кто-то может сказать, что провести ночь рядом с покойником не самое приятное занятие! Я же после этого случая понял, что похороны и траур меня не пугают. Время от времени я занимался делами, связанными с еврейской традицией похорон, но это не было моей основной работой. После свадьбы, когда я учился в колеле (ешиве для женатых), Главный раввин России Берл Лазар предложил мне возглавить «Хевра Кадиша».

– Какие качества, по вашему мнению, должны быть у человека, который хочет работать в «Хевра кадиша»?

Милосердие – это главное качество, которое должно быть! Ведь постоянно приходится общаться с людьми в горе. Надо быть с ними на одной волне, чтобы прочувствовать их боль, но при этом важно также быть спокойным и уравновешенным, чтобы принимать правильные решения.
– Считаете ли вы свою работу психологически тяжелой?

Сложно сказать, каждый человек рожден для своего дела…

– Что дает вам силы заниматься этой деятельностью?

Силы мне дает осознание, что я помогаю людям в самый сложный момент их жизни. Уход близких людей – это время глубоких переживаний, когда хочется отстраниться от мира и выплакать свое горе. Однако в этот момент у родственников есть большая возможность сделать многое для души умершего. Люди просто не знают, какое невероятное значение имеет соблюдение всех традиций похорон и траура. И когда родственники узнают об этом, им становится легче пережить утрату. Я вижу, что мне удается их поддержать, приободрить и даже в какой-то мере приблизить к еврейской традиции через чтение кадиша, изкора и т.п.

– Почему же так важно, чтобы еврей был захоронен именно на еврейском кладбище по всем традициям?

Каждый понимает, что прожить жизнь нужно достойно. Не менее важно достойно уйти, позаботившись о переходе в мир грядущий. По законам иудаизма, захоронение тела покойного – священная заповедь, порядок и процедуры исполнения которой заповеданы нам Б-гом. Мы верим, что тело человека, хотя и является бренным, тем не менее, свято так же, как и человеческая душа. Ведь именно благодаря пребыванию в физическом теле человек может совершать добрые дела и реализовывать свою миссию в этом мире. Мы также верим в телесное воскресение из мертвых в конце времен, а потому должны совершать особые обряды и процедуры, предавая тело покойного земле.

– Что делать людям, похоронившим своего родственника на нееврейском кладбище?

Есть два пути. Сделать ограду вокруг этой могилы высотой минимум один метр, чтобы это считалось еврейской могилой. Это первый вариант, самый простой и менее затратный. Второй вариант – сделать эксгумацию и перевести прах на еврейское кладбище.

– Бывает, что родственников приходится уговаривать на еврейские похороны?

В Москве многие уже знают о «Хевра кадиша», о еврейских кладбищах. А если не знают, то довольно легко соглашаются на еврейские похороны, потому что они и так уже решили предать умершего земле. В отличие от тех, кто хочет кремировать. Это хуже всего! Ведь кремация наносит непоправимый вред душе! Еврейская традиция однозначно рассматривает кремацию как оскорбление тела и души умершего. Большинство тех, кто хочет кремировать, делают это по каким-то личным убеждениям. Здесь именно не финансовый, а морально-психологический аспект играет решающую роль. Поэтому приходится много сил вкладывать, чтобы их уговорить не делать этого. На моей практике было много случаев, когда удавалось спасти от кремации. Но, к сожалению, бывало, что и нет...
– А если умирает одинокий еврей, как вы узнаете о нем и как его хороните?

У нас есть каналы информации в больницах. Если у умершего нет родственников, гораздо сложнее организовать похороны и соблюсти все традиции, например, избежать вскрытия. При этом все расходы мы, конечно, берем на себя.

– Фонд «770» подарил «Хевра кадише» тфилин и скоро передаст еще один. Зачем нужен этот тфилин?

Очень много людей посещает кладбище. Также во время похорон собравшиеся долго ожидают, пока омывают тело и делают другие приготовления, у них есть время, чтобы наложить тфилин. Благодаря тому, что Фонд «770» подарил нам тфилин, у евреев появилась возможность исполнить еще одну заповедь в заслугу души умершего!

Я хочу отметить, что предоставление общественного тфилина – важное и благое дело! Потому что он многим нужен, но собрать деньги на него очень сложно. Хорошо, что есть фонд, который может подарить такой тфилин!

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Процветания, удачи и чтобы вы не останавливались и продолжали делать добрые дела!
Над интервью работали:
Сара Семенова
Аэлет Куперман

Фото:
Леви Назаров
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов