«Религиозная молодежь – залог будущего»
Раввин Давид Шапиро

– Давид, расскажи, пожалуйста, как ты попал в еврейскую общину?

Лет до 15 еврейством я особо не интересовался, пока не узнал про школу №144 «Ор Авнер» в нашем городе (Днепропетровске). Мне очень захотелось туда перейти в 10 класс. Папа был за, а мама – против. Всё-таки маму удалось убедить в том, что моя успеваемость не ухудшится (она очень сильно переживала за медаль). В новой школе я увлекся еврейской историей и традицией, так что буквально через полгода решился сделать обрезание. Родителей тоже надо было уговаривать, маму в первую очередь. Но в итоге всё хорошо закончилось, я взял имя Давид Ариэль.

– Изменились ли твои взгляды на жизнь, когда ты начал погружаться в еврейство?

Думаю, что у меня всегда была «аидише коп» («еврейская голова»). Например, мне больше нравились девушки, которые одеваются скромно, а не вызывающе. Я очень любил читать книги, особенно мне понравился «Гарри Поттер»: ребята, которые живут где-то очень далеко от других людей, учат какие-то тайные вещи на тайном языке, – меня это привлекало. А в еврействе, в частности в хасидизме, много интересных вещей, похожих на волшебство: разные чудесные истории, мидраши, агадот и т.д. Мои качества (скромность, порядочность, честность) и жизненные принципы («старался и добился – верь!») совпали с традиционным еврейским мировоззрением. В нееврейском окружении я воспринимал себя каким-то неправильным. А оказавшись в еврейской общине, я нашел подтверждение многим вещам, которые делал, и понял, что со мной всё в порядке!

– Как в твоей семье отнеслись к тому, что ты стал вести религиозную жизнь?

Папа отнесся лояльно, он меня поддерживал в этом решении. Мама же была в советское время активисткой, пионеркой-комсомолкой, про еврейство ничего не знала и была настроена против. Она боялась, что это какая-то секта, что заберут квартиру, украдут её мальчика. Первое время она всё встречала в штыки. Кипа летала по квартире, про кашрут я вообще молчу. «Ты что не будешь есть мою стряпню?! Как ты можешь?!», «У меня забирают сына!». Мы это пережили, и сейчас, слава Б-гу, мама довольна, что я в правильной компании, что у меня с работой, с семьей все хорошо.

– Сложно было преодолевать такое жесткое сопротивление?

Я считаю, что у евреев есть отличительная черта «нас бьют, а мы крепчаем». Встречая сопротивление, я получал больше силы двигаться дальше. Этот внутрисемейный антисемитизм не давал мне забыть, что я еврей!

– Своя семья у тебя появилась довольно рано, ребенок родился, еще когда вы учились. Было ли трудно молодой семье?

Это надо спрашивать у моей жены, воспитание детей и быт – всё на ней. Мне очень повезло с женой! Конечно, были критические моменты, когда я понимал, что помощь необходима. Мы оба единственные дети у своих родителей, поэтому особенно сложно было, когда количество детей стало увеличиваться, – жизнь нас к такому не готовила. Но нас окружают достойные отзывчивые люди, которые помогали и помогают нам. Если Всевышний ставит какую-то задачу, он дает и силы, чтобы ее решить!

– Вы с женой получили и светское, и религиозное образование?

Как уже говорил, в 10 классе я пошел в еврейскую школу. Там я понял, что мне хочется больше иудаизма и иврита, поэтому поступил в ешиву. По ее окончании встал вопрос дальнейшего обучения. В Израиль мама не отпускала, и я поехал в еврейский университет «Lauder Business School» в Вене. Это светский вуз, только там кошерное питание, в шаббат не учатся и синагога на территории, еврейские предметы час или два в неделю. Моя жена с самого детства получала еврейское образование, училась в Иерусалиме. Потом мы поженились. Она тоже начала учиться в «Lauder Business School», у нас родилась дочка. Затем я поехал учиться на раввина в Израиль. Жена подрабатывала, чтобы кормить семью (стипендия у меня была мизерная). Затем мы приехали сюда.

– Почему ты выбрал именно работу с молодежью?

Каждый человек должен найти свою цель в жизни, отталкиваясь от того, что у него лучше получается и в чем сейчас есть потребность. Уже в «Lauder Business School» я начал работать с молодежью: мы устраивали мероприятия для русскоязычной молодежи. Однако мне приходилось доказывать руководству, что это нужно, спонсоров самому находить, людей зазывать. В этом была прелесть преодоления, но получалось, что я трачу больше времени на пробивание своих проектов, чем на их реализацию. Есть разница: сеешь ли ты в черноземе или в пустыне. Понятно, может взойти и в пустыне, но результат не тот. Поэтому после окончания моей учебы в Израиле мы с женой искали место, где будет благодатная почва и в духовном, и материальном плане, где будет возможность свободно развивать еврейство среди молодежи. Так мы и выбрали Москву.

– В чем заключается твоя работа?

Сейчас из-за коронавируса работа с молодёжью ограничена, но мы стараемся делать всё возможное в этих условиях. Расскажу, в принципе, чем занимаюсь. У меня есть постоянные уроки для молодежи: для больших групп по 20-30 человек, для групп поменьше и индивидуальные уроки в хаврутах (парах). Эти уроки требуют серьезной подготовки, создания презентаций и прочего. Также я занимаюсь организацией мероприятий. Много времени посвящаю собственной учебе по святым книгам.

Задача нашего времени – создание нового слоя общества – религиозной молодежи. Раньше было разделение: еврейская молодежь тусит, а взрослые мужчины молятся. Сейчас мы систематически организуем мероприятия для молодежи религиозного характера: фарбренгены, шаббатоны с серьезной учебой, разные поездки. Мы стремимся не просто развлекать, но именно приближать к Торе, к заповедям, чтобы люди интенсивнее учили Тору, молились три раза в день, соблюдали больше. Религиозная молодежь – это залог будущего!

– Какое достижение в работе тебя больше всего радует?

Безусловно, главное достижение – это наши дети! Но если говорить о работе с людьми, радость приносит каждое сделанное обрезание. Большой успех – хупа. И не просто свадьба, а именно создание настоящей еврейской семьи, как того требует еврейский закон, с миквой, с покрытием головы. Слава Б-гу, у нас есть несколько таких семей!

– Легко ли работать с еврейской молодежью Москвы?

Большинство ребят в Москве интеллигентные, у многих есть высшее образование, с ними легко находить общий язык. Есть прекрасная почва, на которой можно работать. Но работа эта бесконечная! Евреев в Москве очень-очень много, слава Б-гу. У меня в контактах более двух сотен ребят, и я могу учиться весь день безвылазно! Но качественно удается поддерживать контакт только с сотней человек. Ребе всегда был недоволен и всегда требовал большего. Я тоже считаю, что можно и нужно работать лучше!

– Как произошло твое знакомство с Фондом «770»?

Это было года 1,5-2 назад. После очередной поездки в Израиль мы призывали ребят начать накладывать тфилин, но у них не было денег его купить. Как мы всегда поступали? Буквально побирались, просили денег, у кого можно, скидывались. Так собирали на самый дешевый тфилин за 350 долларов. В тот раз оказалось, что надо было организовать сбор на тфилины сразу пяти ребятам. Тогда я впервые услышал о Благотворительном фонде «770». Фонд подарил ребятам высококачественные тфилины 4х4, которые стоят безумных денег! Я был приятно удивлен и обрадован. Теперь не нужно было искать деньги на самые дешевые тфилины. У ребят, реально не имеющих денег, появилась возможность обратиться в Фонд «770» и получить свой собственный тфилин!

Я когда-то сам был таким парнем. Мне тфилин подарили за выученную наизусть главу из книги «Тания» (я до сих пор этим тфилином пользуюсь). Я понимаю, что это такое, когда душа просит, а карман не позволяет!

– Как ты оцениваешь, насколько важна работа Благотворительного фонда «770»?

Любавичский Ребе как глава нашего поколения определяет его развитие. Он видит, в чем у нас есть необходимость, как доктор, который понимает причину болезни и знает способ ее лечения. Ребе определил 10 заповедей, которые помогут еврею вернуться к своим корням. Кампании Благотворительного фонда «770» занимаются распространением именно этих заповедей. Выполняя волю Ребе, вы влияете на весь мир! Подобной работы я не встречал нигде! Особенно важно, что фонд оказывает помощь систематически. Это просто нереально и очень необходимо!

Я общаюсь с ребятами, влияю на них и благодаря поддержке Фонда «770» могу им предложить реальные инструменты исполнения заповедей (тфилин, подсвечники, мезузы). Как только у меня есть кто-то, кто готов принять на себя заповедь накладывать тфилин или выполнять другие мицвы, я обращаюсь в Фонд «770» и никогда не знаю отказа! Один парень даже сделал обрезание, чтобы получить тфилин! Я его спрашиваю: «Есть обрезание?». Он: «Дай мне месяц!». Я думал, он пошутил. Через месяц присылает мне фотографию с моэлем: «Теперь меня зовут Йоханан».

– Видишь ли ты изменения в их жизни после получения тфилинов от Фонда «770»?

Есть ребята, которые были уже готовы соблюдать заповеди, их надо было только подтолкнуть. Им подарили тфилин, и они, действительно, каждый день накладывают его. А потом и кашрут, и шаббат начинают соблюдать: «Раз у меня тфилин есть, так надо и кашрут соблюдать! А если кашрут соблюдаю, так давай уже и шаббат!». Заповедь тянет за собой заповедь. Есть и те, кто получил тфилин и дальше пока не двигаются. Но даже если человек только эту заповедь выполняет, она все равно на него мощнейшим образом влияет!

– Что ты хотел бы пожелать Фонду «770»?

Хочу пожелать вам роста и развития, расширения вашей деятельности, увеличения ее масштабов, чтобы было много-много евреев, которые с вашей помощью исполняют заповеди! Желаю вам процветания и всех благ в материальности и духовности!

Над текстом работали:
Сара Семенова
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов