– Вы как посланник Любавичского Ребе видите его помощь и благословение?
Да, постоянно! Я сам и моя семья регулярно пишем Ребе, а также помогаем людям из общины делать это. Настоящие чудеса происходят благодаря связи с Ребе через письма: они помогают решать сложные вопросы и преодолевать трудности. Люди получают благословения и ответы на свои просьбы именно через эти письма. Это происходит постоянно, и мы ощущаем, как Ребе поддерживает нас в трудные времена. Порой задачи, которые долгое время казались непреодолимыми, находят свое решение всего лишь благодаря одному письму к Ребе. Мы видим, как жизнь меняется к лучшему благодаря этой связи!
Хочу рассказать о чуде, которое произошло с нами совсем недавно. Сейчас мы снимаем для общины помещение в жилом доме. Это не очень удобно как для нас, так и для соседей. Конечно, мы мечтаем о том, чтобы у нас было отдельное здание. Много лет мы искали разные пути, но ничего не получалось.
Известно, что в Лаг Баомер на параде, который проходит у дома Ребе, можно получить особо сильные благословения. В год Акель (год Собрания) два года назад мы с женой оказались на Лаг Баомер у Ребе. Тогда в честь года Собрания был огромный парад с участием тысяч людей. Установили трибуну Ребе. В общем была потрясающая атмосфера, как в прежние времена. Мы приняли участие в том параде и, когда проходили мимо трибуны Ребе, попросили благословение на успешный поиск участка для строительства.
Надо ли говорить, что через 3 месяца мы смогли приобрести отличный участок, где, с Б-жьей помощью, мы будем строить наш еврейский центр?!
– Потрясающе! Расскажите, пожалуйста, о вашей общине.
Приморский – довольно удаленный район, до Большой хоральной синагоги, где есть постоянный миньян, кошерный магазин, детский сад и школы, ехать около часа. И конечно были люди, которые отговаривали нас открывать здесь синагогу: «Жалко бросать устроенную жизнь…», «Детей возить на другой конец города на учебу…», «Да там же нет евреев!».
В то время я знал в этом районе буквально трех человек и каждый из них был уверен, что мы не сможем собрать миньян, потому что евреев здесь нет. Это всегда так. Все евреи уверены, что евреев нет, потому что они их не видят на улице. Евреи, к сожалению, не похожи на евреев. Но мы знали, что даже просто по статистике должно быть несколько тысяч евреев в этом районе.
Мы всё-таки пошли на то, чтобы открыть общину, и достаточно быстро начало приходить много народу. На первый же праздник, который мы организовали, пришло человек 80. И это были люди исключительно из Приморского района!
Сейчас по шаббатам у нас стабильно собирается миньян. На праздники приходит больше 100 человек. Многие берут на себя выполнение заповедей. Несколько семей соблюдает шаббат, и мужчины ходят в синагогу пешком, даже издалека. Они идут час-полтора ради того, чтобы участвовать в молитве и послушать Тору!
Есть уроки для мужчин и для женщин, на каждый из которых стабильно приходит 15-20 человек. Для районной синагоги это немало.
По воскресеньям есть у нас детский клуб. Благодаря ему в общине появляются новые семьи, которые обычно не ходят на религиозные мероприятия. Они думают: «Синагога? Шаббат? Нет, нам это не надо!». Однако они хотят, чтобы дети знали о своих еврейских корнях. Через детей удается влиять на родителей, подключать их к жизни общины.
– Как вы находите людей?
Это очень интересно! Довольно большой процент наших прихожан познакомился со мной просто на улице, потому что я шел, одетый как хасид (талит, шляпа, сюртук). Люди меня видят, подходят, спрашивают что-то. Я постоянно говорю тем, кто думает, что здесь мало евреев: «Если бы вы ходили в кипе или в циците, вы бы сразу увидели друг друга!»