«Счастлив на своем месте»
Раввин Дан Савинов

– Рав Дан, расскажите, пожалуйста, о среде, в которой вы выросли.

Я родился на Украине, в городе Хмельницкий, в ассимилированной семье. Национальные вопросы дома никогда не обсуждались, считалось, что нельзя делить людей по национальному признаку: «Нет плохих национальностей, могут быть плохие люди». Но всё изменилось с приездом в наш город шалиаха (посланника Ребе) раввина Еошуа Раскина и создания им еврейской школы. Тогда в семье впервые начали говорить, что мы евреи и поэтому дети могут учиться в этой школе. Наверное, только тогда у меня появилось понимание, что я еврей, что я не такой, как все.

– И вы пошли учиться в еврейскую школу?

Да. Я быстро заинтересовался еврейской традицией, стал брать в библиотеке книги, и уже через несколько лет понял, что школы «Ор Авнер» мне недостаточно. Тогда я поехал учиться в Москву, в «Месивту», потому что там было больше религиозных предметов. После «Месивты» передо мной встал выбор, где продолжать обучение: в еврейском университете или в ешиве. И я предпочел ешиву.

– Интересно, почему вы выбрали ешиву?

Здесь роль сыграло письмо Любавичского Ребе. Вообще у меня в жизни было три раза, когда я писал Ребе и получал однозначные ответы, которые определили всю мою дальнейшую судьбу. Первый раз – про образование, второй раз это было связано с созданием семьи, и третий раз – перед началом нашего шлихута. В самые важные моменты жизни я получал точные указания Ребе!

Так вот. Я спросил у Ребе, где мне учиться: в университете и получить хорошую профессию или в ешиве и посвятить себя изучению Торы. Ребе писал парню, что прежде, чем он пойдет получать профессию, он должен усилиться в Торе, то есть годы ешивы должны предшествовать получению профессии. Так я понял, что какое-то время после школы я должен посвятить изучению Торы.

А уже в ешиве у меня сформировалось понимание того, что надо ехать в шлихут. Однако не для всех в моем окружении было очевидным, что выпускник ешивы должен непременно стать шалиахом. Оказалось, далеко не все готовы ехать в какое-то отдаленное место, где будут проблемы с еврейской инфраструктурой. Поэтому было непросто найти спутницу жизни, которая бы полностью поддерживала и была бы готова, как жена декабриста, отправиться за тобой на край света исполнять желание Ребе и приближать других евреев.

– Достаточно ли вам того уровня образования, которое вы получили в ешиве?

То, что мы получаем в ешиве, – это базис, то основное, с чем мы движемся дальше по жизни. Но если говорить конкретно о работе раввина в городе, то ему обязательно надо обладать знаниями и в педагогике, и в экономике (находить деньги, рационально их использовать в общине), нужно разбираться в маркетинге, в организации публичных мероприятий, владеть языками, в том числе родным русским на высоком уровне, потому что приходится много общаться с людьми и выступать публично и так далее. Настолько широкий спектр обязанностей у раввина общины! Ты должен постоянно совершенствоваться в разных сферах.

– Но ведь когда вы стали раввином, уже некогда учиться!

Да, особенно, когда появляются дети. Надо целенаправленно выделять для этого время. Раввин должен находить возможности выезжать, учиться, читать литературу, получать дополнительные навыки. Традиционный иудаизм должен быть конкурентоспособным в современном мире, где так много всего яркого и привлекательного для молодежи и даже для людей среднего возраста. Он должен быть интересен! Прежде, чем человек дойдет до сути вещей, он обратит внимание на какие-то внешние проявления: рекламу, угощение, внешний вид, манеру общения.
– Сейчас вы не жалеете, что не пошли получать высшее образование?

Нет-нет! Конечно, нет! Я очень счастлив на своем месте, ведь я занимаюсь именно тем, что доставляет мне большое удовольствие!

– Очень рада! Расскажите, пожалуйста, как вы стали раввином Пензы.

После свадьбы и завершения учебы в колеле (ешивы для женатых) Главный раввин России Берл Лазар предложил мне стать раввином Пензы. Как я уже сказал, мы написали Любавичскому Ребе, ехать ли нам сюда, потому что нас смутили некоторые вещи: до меня здесь недолго работал раввин литовского направления, действовала община, функционировало много различных еврейских организаций, и все располагались в одном здании. Я был молод, мне еще не было 22 лет, меня пугало, что община здесь уже организована, у нее есть свои взгляды, интересы и ожидания в отношении меня.

Все эти сомнения я высказал в письме Ребе. В ответ мы получили письмо Ребе одной молодой семье, которую он из Нью-Йорка отправляет в какой-то американский город, но они по семейным причинам не могут выехать в ближайшее время и об этом сообщают Ребе. Ребе им говорит: «Еще до того, как вы выехали в свой город, вы уже являетесь моими посланниками, на вас уже лежит обязанность распространения Торы и заповедей, но главное – когда вы окажетесь на месте своего шлихута, помните, что вся Тора дана в этот мир, чтобы делать гармонию в мире. Вся ваша работа должна вестись мирными и спокойными путями». Это был ответ на все мои волнения и тревоги. Ребе дал нам благословение и советовал действовать аккуратно, мирно, не устраивая войн и революций.

В итоге в августе 2009 года мы с шестимесячным ребенком на руках переехали в Пензу.

– Получилось следовать совету Ребе?

Да! Мы в Пензе работаем уже 12-й год. Я безумно люблю эту общину, и, как я думаю, община любит меня. Мы нашли друг друга!

– Здорово! То, что вы сами пришли к соблюдению в осознанном возрасте, отражается на вашем общении с людьми?

Наверное, отражается. Я никогда не давлю и никогда не требую напрямую от человека, чтобы он соответствовал каким-то стандартам. Например, я никогда не скажу женщине или девушке, которая пришла ко мне на урок, что она одета нескромно, что на урок раввина так не приходят. Что мы делаем? Конечно, подаем личный пример. А также в беседах ненавязчиво, через какую-то историю показываем, что благословение пребывает на том, что сокрыто, что ценное хранят и берегут, а не разбрасывают и так далее. И я вижу результаты такого подхода: женщины, когда приходят в общину, одеваются по-другому.

Я не говорю человеку прямо, что ему надо сделать обрезание, а приглашаю домой. За шаббатним столом рассказываю про Авраама, как он сделал обрезание, на что он пошел ради Всевышнего. Потом через какое-то время возвращаюсь к этой теме, то есть работаю с человеком на протяжении долгого времени. Тогда он осознанно приходит к этому решению. И когда я в следующий раз пишу в нашей еврейской группе, что приезжает моэль, взрослые мужчины звонят и говорят, что они тоже хотят сделать обрезание. Хочется, чтобы люди делали осознанные шаги в иудаизме, чтобы это была не моя заповедь, которую я им навязал, а их выбор.

Не знаю, правильно ли это. Любавичский Ребе учил, что мы не всегда должны считаться с уровнем человека: видим мужчину – надеваем на него тфилин, видим женщину – вручаем ей свечи. Глобально мы так и действуем. Но, когда мне хочется достичь глубинной связи с человеком, каких-то сущностных изменений в нем, то я не тороплюсь.

– С какими сложностями вы столкнулись во время пандемии?

Главное, что со многими я не могу видеться напрямую, особенно это касается пожилых людей. Летом и осенью мы открывали синагогу и общинный центр. На осенние праздники у нас собирались миньяны, проводились разного рода мероприятия. Но в конце осени мы были вынуждены опять закрыть синагогу и прекратить мероприятия в общинном центре для пожилых людей, чтобы не подвергать людей старшего возраста опасности.

В этой ситуации кошерные продуктовые наборы от Фонда «770» позволяют оказывать людям знаки внимания, и они не чувствуют себя забытыми. Приезжаем к одному профессору (ему уже за 80 лет), он говорит: «Меня даже на моей работе забыли, хотя я до последнего ходил в университет! Еврейская община – единственная, кто помнит, кто позвонит».

После 1 января мы планируем обзвонить пожилых членов нашей общины и выяснить, кто уже переболел. Начнем возрождать наши мероприятия, но приглашая тех, у кого есть антитела, чтобы остальных не подвергать опасности.

– А вы болели?

Моя семья и я еще, слава Б-гу, не болели, поэтому мы стараемся беречься.

– Как в этом году у вас в общине отмечают Хануку?

Мы подготовили и раздали ханукальные наборы, привнеся, таким образом, Хануку в дома людей. Вслед за этим мы организовали акцию «Время чудес». Она, на самом деле, уже не первый раз проходит у нас в городе, но в этом году мы придали ей особое значение. В социальных сетях, в частности в WhatsApp, создали специальную группу «Зажигай дома»: люди каждый вечер выставляют фото, как они зажигают ханукию, ежедневно проводим лотерею и разыгрываем какие-то небольшие призы. Когда люди видят, что вокруг них еще десятки людей зажигают ханукальные светильники, это очень согревает, мы становимся одной семьей! Провели детский праздник с песочным шоу, играми, подарками, поделками. Из-за пандемии были приглашены только дети, мы не допустили на мероприятие родителей.

– Как Благотворительный фонд «770» помогает вашей общине и насколько эта помощь значима?

3 наших мужчин получили тфилины и теперь накладывают их каждый день. У 2 семей появились мезузы на косяках дверей. 11 девушек начали зажигать шаббатние свечи благодаря подарку Фонда «770» - красивому серебряному подсвечнику. 3 человек, которые решили начать учить Тору, получили в подарок святые книги. А на еврейские праздники Фонд «770» присылает детям из нашей общины сладкие подарки.

Примерно три месяца назад мы присоединились к программе «Кошерный дом». Ежемесячно 30 еврейских семей из Пензы получают наборы кошерных продуктов, которые включают курицу, мясные изделия, сок или вино, кондитерские изделия. «Кошерный дом» – это уникальная программа. Сначала, может быть, люди относятся к продуктовому набору как к такому приятному бонусу. Но я вижу, что через какое-то время они начинают меняться, задумываются, что в принципе соблюдать кашрут не так сложно. Большую часть продуктов можно покупать в обычном магазине, просто надо выбирать, что можно, а что нет. И люди начинают двигаться в этом направлении!

Каждый раз, когда я получаю, распаковываю, раскладываю и вручаю что-то от Фонда «770», я всегда думаю, как я могу донести свою благодарность?! Потому что никакие «спасибо» не могут выразить то, что делает этот фонд для людей не только в Пензе, а в России в целом. Он делает какую-то невероятную, колоссальную работу. Если бы Фонд «770» это не делал, то этого вообще не было бы в России! Не было бы такого количества людей, которые накладывают тфилин и изучают Тору, не было бы столько домов, в которых есть мезузы, совершенно не на таком уровне продвигалось бы соблюдение кашрута! Фонд «770» совершил настоящий переворот в жизни еврейских общин, вывел работу с евреями на новый качественный уровень!

– Что вы хотели бы пожелать Благотворительному фонду «770»?

Больше людей, которые могут становиться спонсорами и партнерами фонда, чтобы он мог дальше расширять свою деятельность, включать новые города, новые общины!

– Спасибо вам за интервью! Хаг самеах!

Над текстом работали:
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов