«Дети вернут родителей к истокам»
Хая-Лея Гуревич

– Хая-Лея, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Я уже более 30 лет работаю санитарным врачом, заведующей отделением гигиены градостроительства в Центре гигиены и эпидемиологии Приморского края во Владивостоке.

– Пандемия как-то отразилась на вашей работе?

Моя сфера не связана с заболеваниями. Когда открываются новые здания, например, поликлиники, сады, мы можем подсказать, как там всё организовать в соответствии с санитарными нормами. Так что моя работа особо не изменилась.

– А в целом как у вас ситуация?

С коронавирусом-то? Хотя у нас, по сравнению с Москвой, число заболевших гораздо меньше, ограничения пока не снимают. У меня в семье все здоровы, слава Б-гу!

– В молодости вы были близки к еврейству?

Нет! Я вообще не ощущала никакой связи с еврейством. Я родилась во Владивостоке, здесь же окончила медицинский институт. Наш город был совершенно далек от еврейской жизни, в первую очередь географически. И вообще в советское время никому нельзя было сказать, что ты еврей! Открыто говорить о своем еврействе было не принято. Сейчас я понимаю, что в моем окружении и в школе, и в институте были ребята с еврейскими фамилиями, но все старательно скрывали свою национальность.

– Как вы попали в еврейскую общину?

Исключительно благодаря сыну! Гриша (Гершон), когда стал взрослым, начал задумываться о своих корнях, пришел в синагогу. Как раз в это время во Владивосток приехал новый молодой раввин. Сыну всё очень понравилось, он стал одним из активистов синагоги, потом поехал на молодежный семинар в Москву, в софринскую ешиву. Он был в 10-11 классе. Мне пришлось его отпустить. В итоге, он захотел учиться в этой ешиве, закончил ее, женился и сейчас живет в Москве.

– Ваш сын сам нашел синагогу?

Да, каким-то удивительным образом! Никто его специально не воспитывал, еврейское мировоззрение не прививал. Он знал, что назван в честь деда Гирша. Еще я покупала ему разные энциклопедии и научно-популярные книги. В том числе там было и про религии мира. Мы всей семьей с большим интересом изучали их. Потом он сам начал интересоваться и размышлять.

– Как вы приняли его новые взгляды и интересы?

Ну, конечно, мне было нелегко это принять, такое странное, отличное от привычного, поведение школьника. Но я над собой работала, сама начала вникать, чтобы понять, чем интересуется мой ребенок, чего он хочет. Так благодаря сыну я пришла в синагогу. Сначала с ним вместе, а потом и сама стала ходить на праздники, мероприятия. Потихоньку втянулась в еврейскую жизнь. А так и должно быть! Как сказал Гершон, дети вернут родителей к истокам.

– Вы постепенно меняли свою жизнь вслед за сыном?

Я начала с кошерного питания. Когда сын приезжал ко мне два раза в год, я ему обеспечивала кошерное питание. Естественно, я много изучила: что кошерное, что нет, как проверять зелень и тому подобное. Поменяла всю посуду, завела отдельную печку. Сделала кошерную кухню, научилась печь халы. Но кашрут как систему мне было трудно понять. Есть, конечно, вещи, которые можно объяснить логически, но в целом и глубоко смысл всего этого для меня, выросшей в советское атеистическое время, постичь было непросто!

Потом я была как-то в ешиве у сына, там его преподаватели и их жены приглашали всех на свои уроки. Я пошла на такой урок. Оказалось, что это был первый день, когда начинают заново учить Тору. Мне это показалось очень символичным. И с того дня я стала еженедельно читать Тору. Уже 4 года каждый шаббат читаю недельную главу! Зажигаю шаббатние свечи. Вообще, всё, что могу, пытаюсь выполнять.

– Говорят, что тем, кто начинает приближаться к соблюдению, помогают Свыше. Чувствуете ли вы такое?

Вообще было много удивительных вещей. Сын начал учиться в Москве. Это же на другом конце страны, 9 тысяч километров! И тут меня регулярно посылают в командировки в столицу. А наш Роспотребнадзор находится ни где-нибудь, а именно в Марьиной роще! В Вадковском переулке. Гостиницу снимала в этом же районе. Я могла, приезжая в командировку, присутствовать на всех совещаниях и встречаться с сыном! Успевала после работы зажечь свечи и сходить к кому-то в гости. Однажды мы с сыном побывали на шаббатней трапезе у семьи Лазар. Было очень интересно. Раввин Берл Лазар тогда мне сказал: «Всё Свыше». А я в этом и не сомневалась!

Еще одна интересная вещь. Во Владивостоке никогда не было никаких кошерных продуктов. И чудесным образом они стали появляться! В одном из магазинов я вдруг увидела сладости из Израиля со знаком кашрута. Потом появилось соевое кошерное молоко из Европы. Вскоре много отечественных фирм начали делать кошерную продукцию, которую можно приобрести в каждом магазине. Первые разы, когда сын приезжал, мне его вообще нечем было кормить. Он чуть-чуть мяса привозил из Москвы, что-то я брала у нашего раввина. А теперь во Владивостоке можно найти почти всё, что угодно, даже кошерный хумус к нам завезли!

– Ваша работа не ограничивает вас в соблюдении заповедей?

Я не работаю в субботу. Но зимой шаббаты начинаются рано, я на машине, а в городе большие пробки. Приходится очень спешить, чтобы успеть до зажигания свечей домой. Также я должна участвовать в светских мероприятиях, а они обычно проходят в пятницу вечером. Вот это – испытание для меня! Бывает, праздники и посты выпадают на рабочие дни. Здесь возникают сложности, но пост Йом Кипур у меня всегда получается держать.

– Хая-Лея, у вас есть пожилая мама. То, что вы начали меняться, как-то повлияло на нее?

Моей маме 79 лет. Она живет в соседнем подъезде. Потихоньку приобщается. Что может, выполняет. Свечи она вместе со мной зажигает, даже уже благословение выучила. Разбирается, чем шаббат отличается от праздничного дня. Когда я делала пасхальный седер, она ко мне приходила, хорошо вместе его провели. Нашим поколениям иудаизм трудно принять и понять. Но раз мудрецы эти законы установили, с ними не поспоришь! Все говорят, что это делать надо. Все-таки мы не случайно родились в еврейской семье. Для чего-то это было надо, Свыше дано!

– Ежемесячно вы получаете кошерные продукты от Благотворительного фонда «770» по проекту «Кошерный дом». Как вы считаете, насколько этот проект важен?

Есть много людей, кто не против есть кошерное, но достать такие продукты не могут. Во Владивостоке кошерного мяса нет, если сам не привезешь из Москвы или через раввина не закажешь. Доставки очень дорогие, простому человеку недоступные. Без вашей программы вообще не было бы у нас кошерного мяса! Слава Б-гу, появилась такая возможность!

Кроме того, люди через постепенное соблюдение каких-то традиций приходят к еврейской жизни. Кошерное питание – один из важных факторов. Как написано, если ты ешь кошерное, то становишься более восприимчив к духовному, больше понимаешь и больше замечаешь! Это очень важно для всех!

– А лично для вас?

Благодаря этим наборам у меня впервые появился кошерный виноградный сок. Во Владивостоке его не достать, вино можно найти, но сок – нет. Когда стали выдавать эти наборы, я начала делать субботний кидуш! Это мое личное достижение. Без такой программы я бы его никогда не смогла сделать.

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Спасибо вам за всё, что вы делаете! Это очень нужные для людей проекты и кампании. Роста и развития Фонду!

Над текстом работали:
Сара Семенова
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов