– Хая-Лея, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?
Я уже более 30 лет работаю санитарным врачом, заведующей отделением гигиены градостроительства в Центре гигиены и эпидемиологии Приморского края во Владивостоке.
– Пандемия как-то отразилась на вашей работе?
Моя сфера не связана с заболеваниями. Когда открываются новые здания, например, поликлиники, сады, мы можем подсказать, как там всё организовать в соответствии с санитарными нормами. Так что моя работа особо не изменилась.
– А в целом как у вас ситуация?
С коронавирусом-то? Хотя у нас, по сравнению с Москвой, число заболевших гораздо меньше, ограничения пока не снимают. У меня в семье все здоровы, слава Б-гу!
– В молодости вы были близки к еврейству?
Нет! Я вообще не ощущала никакой связи с еврейством. Я родилась во Владивостоке, здесь же окончила медицинский институт. Наш город был совершенно далек от еврейской жизни, в первую очередь географически. И вообще в советское время никому нельзя было сказать, что ты еврей! Открыто говорить о своем еврействе было не принято. Сейчас я понимаю, что в моем окружении и в школе, и в институте были ребята с еврейскими фамилиями, но все старательно скрывали свою национальность.
– Как вы попали в еврейскую общину?
Исключительно благодаря сыну! Гриша (Гершон), когда стал взрослым, начал задумываться о своих корнях, пришел в синагогу. Как раз в это время во Владивосток приехал новый молодой раввин. Сыну всё очень понравилось, он стал одним из активистов синагоги, потом поехал на молодежный семинар в Москву, в софринскую ешиву. Он был в 10-11 классе. Мне пришлось его отпустить. В итоге, он захотел учиться в этой ешиве, закончил ее, женился и сейчас живет в Москве.
– Ваш сын сам нашел синагогу?
Да, каким-то удивительным образом! Никто его специально не воспитывал, еврейское мировоззрение не прививал. Он знал, что назван в честь деда Гирша. Еще я покупала ему разные энциклопедии и научно-популярные книги. В том числе там было и про религии мира. Мы всей семьей с большим интересом изучали их. Потом он сам начал интересоваться и размышлять.
– Как вы приняли его новые взгляды и интересы?
Ну, конечно, мне было нелегко это принять, такое странное, отличное от привычного, поведение школьника. Но я над собой работала, сама начала вникать, чтобы понять, чем интересуется мой ребенок, чего он хочет. Так благодаря сыну я пришла в синагогу. Сначала с ним вместе, а потом и сама стала ходить на праздники, мероприятия. Потихоньку втянулась в еврейскую жизнь. А так и должно быть! Как сказал Гершон, дети вернут родителей к истокам.
– Вы постепенно меняли свою жизнь вслед за сыном?
Я начала с кошерного питания. Когда сын приезжал ко мне два раза в год, я ему обеспечивала кошерное питание. Естественно, я много изучила: что кошерное, что нет, как проверять зелень и тому подобное. Поменяла всю посуду, завела отдельную печку. Сделала кошерную кухню, научилась печь халы. Но кашрут как систему мне было трудно понять. Есть, конечно, вещи, которые можно объяснить логически, но в целом и глубоко смысл всего этого для меня, выросшей в советское атеистическое время, постичь было непросто!
Потом я была как-то в ешиве у сына, там его преподаватели и их жены приглашали всех на свои уроки. Я пошла на такой урок. Оказалось, что это был первый день, когда начинают заново учить Тору. Мне это показалось очень символичным. И с того дня я стала еженедельно читать Тору. Уже 4 года каждый шаббат читаю недельную главу! Зажигаю шаббатние свечи. Вообще, всё, что могу, пытаюсь выполнять.