«Об этом я молилась»
Хася Брагинская из Гомеля

– Хася, расскажите о себе.

Мне 34 года, я замужем, у меня двое детей. Я работаю в больнице, живу в Белоруссии.

– Вы с детства знали, что вы еврейка?

Наверное, такое осознание пришло лет в 6. Пришло оно, наверное, не в лучших условиях: на улице начали дразнить, друзья говорили, что я какая-то не такая, а я не очень понимала, что происходит. В семье говорили о еврействе, но всегда подразумевалось, что это следует скрывать, не рассказывать никому, и вообще стоит быть острожным. В принципе, можно понять старшее поколение, которое само росло в большом страхе и нас так же пыталось воспитывать.

С 9-го класса я стала больше погружаться в еврейскую культуру, ездила в еврейские лагеря, мне всё нравилось. А уже с 2011-2012 года я начала что-то соблюдать. Всё началось с отказа от свинины, потом я узнала о смысле шаббата. Так шаг за шагом, потихоньку продвигалась.

– Что-то повлияло на вас, что вы перестали стесняться своего еврейства?

Во-первых, я выросла. Во-вторых, я побывала несколько раз в Израиле. Я поняла, что принадлежу великому народу, что мои корни поизвестнее, чем у многих, кто меня дразнил когда-то. Мы не «непонятно кто», а, наоборот, совершенно понятно! Кроме того, я начала общаться с близкими по духу людьми: теперь мне есть с кем посоветоваться, с кем испечь халы и отпраздновать Хануку, есть люди, которые помогут и поддержат в трудную минуту. Это абсолютно разные люди, но благодаря им я чувствую, что есть еврейская жизнь. Этого не было у наших родителей!
– Как вы пришли к соблюдению?

Более глубоко начала изучать, читать. Если ты что-то изучаешь, пропускаешь через себя новые знания, перед тобой неизбежно встает выбор: будешь ли ты делать, как написано, или перестанешь читать это вовсе. Поначалу я решила, что больше не ем свинину. Для меня это был большой шаг. Тогда я была уверена, что питаюсь кошерно!

Я продолжила читать, изучать сама. Потом были хевруты (занятия в парах) в синагоге, я занималась с женой раввина, еще больше и больше изучала.

Когда я была во втором декретном отпуске, по семейным обстоятельствам мы жили с мамой мужа. А она нееврейка. Встал вопрос о питании. Тогда я впервые завела кастрюлю и сковородку, окунутые в микву, и готовила себе отдельно. На входе в нашу комнату я повесила мезузу.

Поначалу было много вопросов: «А почему ты питаешься отдельно?», «Чем плоха моя еда?», «Зачем это надо?», «А что это такое?»… Но все видят, что ты – человек взрослый, адекватный, серьезно настроен и твердо придерживаешься своих принципов, и начинают уважать твой выбор.

А когда мы с мужем переехали в свое жилье, я стала полноценной хозяйкой и теперь на кухне делаю, что хочу.

– Муж поддерживает вас?

Он не препятствует, это точно. Главное, что еда есть и дом в порядке, а в остальном – делай, что хочешь.

– Видели ли вы в своей жизни подтверждения правильности выбранного пути?

У меня три года не было детей. Я проходила многочисленные обследования. Врачи поставили диагноз «бесплодие». Сказали: «Естественным путем мамой вам не стать никогда. Без ЭКО никак не справиться, надо удалять трубы». Я взяла направление на оперативное вмешательство, но решила всё это сделать уже после отпуска. Я была в Израиле и решила поехать на Котель (к Стене Плача): «Все молятся, и я помолюсь». Я думала просто помолиться и уйти, но испытала невероятный эмоциональный подъем! Я плакала и просто не могла остановиться и просила, просила, просила. Когда вернулась домой, решила немного отложить операцию, а потом узнала, что беременна и ЭКО не нужно.

У меня родилась девочка. Но я поняла, что хочу непременно выполнить заповедь обрезания. Я обратилась ко Всевышнему: «Дай мне возможность выполнить эту заповедь!»

Я помню, за час до узи, на котором можно было узнать пол ребенка, я зашла в магазин и взяла пять голубых бодиков. И когда на узи мне сказали, что будет мальчик, я ответила: «Я знаю»!

Но вообще чудеса происходят каждый день. Это такие маленькие вещи, которые и заметить-то трудно, если специально не обращать на них внимание.
– Соблюдение заповедей влияет на вашу жизнь?

Мы с мамой зажигаем свечи перед шаббатом, делаем кидуш, едим трапезу с хлебом, потом читаем «биркат амазон» (благословение после еды). Вообще-то я склонна к полноте и стараюсь есть без хлеба. Но «биркат амазон» - это такая мощная вещь для материального достатка! Поэтому в шаббат я обязательно ем хлеб, чтобы была возможность сказать «биркат амазон».

– И как, работает?

Как мне кажется, да!

– Удаётся ли вам влиять на ваше окружение?

Моя мама очень сильно подтянулась за этот год. Если раньше она просто знала и ничего с этим знанием не делала, то теперь в пятницу она пораньше забирает моих детей из школы и садика, едет ко мне домой, мы готовим трапезу и печем халы, если успеваем (зимой хлеб покупаем). Раньше она смутно представляла порядок пятничного вечера, а теперь сама напоминает мне, что надо сделать.

Мы много общаемся с братом. Он начал ходить в синагогу, сделал обрезание. Папа был более нетерпимый к традиции, ругался «Зачем это?!», «Что это?!». Сейчас стал гораздо спокойнее и даже поддерживает и хвалит!

– Каждый месяц вы получаете кошерный продуктовый набор от Благотворительного фонда «770». Насколько эта помощь важна для вас?

Это очень важно! Было время, когда я встречала шаббат, а из еды у меня были только овощи, рыбная консерва, два яйца и хлеб. Я даже забыла вкус колбасы! Несомненным и единственным плюсом было, что в тот год я очень хорошо похудела.

Сейчас гораздо проще в плане еды: ежемесячные продуктовые наборы от Фонда «770» вообще не дают мне почувствовать себя ущемленной. И курица, и колбаса у меня есть. Печенье беру с собой на работу (не могу на работе без сладкого). Виноградный сок – это большая поддержка. Я не знаю, где бы я брала кошерный виноградный сок для кидуша. Мы растягиваем его по чуть-чуть, объясняю детям: «Пожалуйста, мы не пьем его просто так». Дети уже знают, называют его «шаббатний сок». Виноградный сок вообще невозможно купить в Гомеле. Я начала искать, где его покупать, как доставлять. Это очень тяжело! Всё из Москвы, с огромной стоимостью доставки.

Еще дети получают от Благотворительного фонда «770» к каждому празднику сладкие кошерные подарки. Это радость не только для детей, но и для взрослых: наконец-то дети могут поесть кошерные сладости!

А пазлы к праздникам просто замечательные! «Рош Ашана», «Ханука», «Пурим», «Песах», «Шавуот» и «Суккот». Оба мои ребенка получили в подарок эти пазлы, причем в разных вариантах, с большими деталями и мелкими. Мы все вместе собираем, рассматриваем картинки, обсуждаем детали. Дочка перерисовывает картинки. Пазлы – это и возможность семье провести время вместе, и познакомиться с праздником. Спасибо за такие классные подарки!

– Ваше пожелание Благотворительному фонду «770».

Чтобы всё добро, которое делают причастные к Фонду «770», возвращалось к ним преумноженным! Я уверена, что тот, кто делится, никогда сам не будет искать хлеба, как сказано в благословении после еды. Здоровья, стабильного заработка!

Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов