«Секрет счастливой семьи»
Хана Фейгина из Екатеринбурга

– Хана расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

Семья – это моя самая большая ценность: муж и дочка Сарочка. Ей 1 год и 3 месяца, и она уже заработала свою третью медаль (прямо сейчас она тренируется ее надевать!). Мы занимаемся грудничковым плаванием, у них есть свои грудничковые соревнования, и она уже третий раз занимает первое место, учитывая, что она растет, каждый раз это разная возрастная группа. Я сейчас смотрю на нее и умиляюсь!

Мой муж – инженер, он занимается электронными системами от моторных лодок до самолетов. Сама я врач акушер-гинеколог и врач узи, работаю с бесплодием, с невынашиванием беременности, вопросами пренатальной диагностики (заболеваний плода во время беременности).

– Как вы решили поставить хупу?

Мы с мужем знакомы достаточно давно (познакомились в еврейской общине Екатеринбурга). Каждые каникулы я работала в еврейских лагерях и других еврейских проектах. В тот год я была уже в интернатуре и, как всегда, работала в летнем лагере «Ган Исроэль». Ко мне приехал муж, мы с ним вдвоем сидели в беседке поздно вечером, когда я уже уложила свой отряд. Он сказал: «Я хочу, чтобы у нас была хупа!». Тогда мы решили, что у нас будет еврейская семья по законам Торы. Так «Ган Исроэль» на нас повлиял!

– Вы постепенно шли к соблюдению?

Да, еще до хупы мы что-то начали выполнять, делать кошерную кухню, не работать по субботам... А после хупы стали строже следить за кашрутом и соблюдать законы семейной чистоты. Муж очень серьезно к этому относится, хотя я ожидала, что у него будет большое сопротивление, но в отношении законов семейной чистоты и кошерной еды – нет. Я даже иногда подшучиваю над ним: «Может быть, мы не будем так строго?». И я понимаю, что на это он мне ответит: «Нет, мы будем делать именно так!». Это, конечно, игра, потому что я знаю своего мужа уже очень давно, и, если он принял решение, то будет идти до конца. И я, безусловно, его поддержу.

– Соблюдение заповедей вам помогает?

Поделюсь такой историей. Друзья пригласили нас на отдых, ехать надо было в субботу. А мы только начали что-то соблюдать, поэтому думали ехать или нет. Всё-таки решили, что раз это шаббат, мы не поедем. И остались дома. А наши друзья, с которыми мы должны были ехать, попали в аварию. Все остались живы, слава Б-гу, но тем не менее ситуация была страшная. В тот день мы увидели прямое подтверждение слов, что суббота хранит нас.

– Почему для вас важно соблюдение еврейских традиций?

Мы с мужем оба из смешанных семей. И мы поняли, что не хотим такие семьи, а хотим, чтобы наши дети и внуки и внуки наших внуков не имели тех проблем с самоидентификацией, которые были у нас, и могли свободно чувствовать себя в еврейской среде, быть евреями и радоваться этому.

– Что особенно повлияло на вас?

Я думаю, что нас очень вдохновила наша рабанит Хана Ашкенази. Я достаточно давно начала посещать ее занятия для женщин, а еще в студенческие годы я ходила к ней домой, занималась с ее детками ЛФК. Первое, что я почувствовала, – это был запах: еще подходя к квартире, я ощутила запах кухни, запах еврейского дома. И эмоциональная атмосфера, дружелюбие, уважение и любовь в этой семье тоже меня поразили. Я часто приходила к ним домой, видела много деток, видела настоящее еврейское счастье. Мне захотелось, чтобы это было и в моем доме. В то время я познакомилась со своим мужем, который тоже захотел такую еврейскую семью.

– Вы столкнулись с трудностями при создании еврейского дома?

Нам надо было собрать родственников, которые живут по всему миру. Тогда это казалось очень сложной задачей! А это был 2019 год, и, по сравнению с тем, что случилось в 2020, нам ещё повезло. Мы очень рады, что всё тогда получилось.

Перед хупой мы занимались с раввином и рабанит, учили с ними все законы и тонкости еврейской семейной жизни. Так что в этом плане мы были готовы. Решение делать кошерную кухню было принято еще до хупы, поэтому это не стало шоком. Просто надо было всё организовать, продумать меню и так далее. Соблюдение кашрута постепенно входило в привычку, и уже сейчас происходит практически на автомате. Плюс многочисленные семинары и лагеря, в которых я сама столько проработала, дали такое сильное вдохновение, что оно до сих пор меня поддерживает.

– А изменения в своей жизни вы почувствовали?

Почувствовали сильную любовь после хупы. Хотя мы с мужем были вместе уже 6 лет, именно после хупы мы почувствовали особенную близость. Конечно, у нас были чувства и раньше, но появилась более глубокая привязанность. Думаю, что такая особенная близость достигается именно после хупы.

– Удается ли вам влиять на свое окружение в плане приближения к традиции?

Думаю, да! Многие мои подруги хотят создать еврейскую семью, хотят хупу. Кто-то уже был замужем и развелся, а теперь хочет сделать это правильно. И наш пример их вдохновляет. Люди приходят к нам домой и видят теплую семейную атмосферу. Конечно, у нас, как и у всех семей, есть сложности и испытания. Но та особенная близость, о которой я рассказала, помогает легче переживать все эти трудности.

Получается влиять на друзей в другом. Одна моя подруга сделала полностью кошерную кухню, и в тот момент, когда ей было тяжело соблюдать кашрут, она купила плов в одноразовой посуде и ела одноразовой вилкой, чтобы не раскашеровать кухню. Так для нее это было важно!

– Говорят, что кашрут поддерживает здоровье. Вы замечаете это?

За два года мой муж похудел на 30 кг. Помимо того, что это – кошерная еда, это – дисциплина в питании. Вообще понятие «кошерный» подразумевает, что ты думаешь о том, что ты ешь, и в таком случае тебе уже проще соблюдать любую диету. Ты не наедаешься всем подряд, а думаешь! Наша рабанит Хана учит нас всегда продумывать меню на неделю, прописывать его. Это, кроме организованности, позволяет еще и питаться правильнее.

Сложно, конечно, когда ты целый день на работе и с баночками-скляночками ходишь туда-сюда. Коллеги кушают в столовой, а ты можешь там только яблоко или банан съесть. Но, слава Б-гу, выручают баночки-скляночки! У меня целый ящик этих баночек, и я их беру оттуда, чтобы складывать еду.

– Вам приходится специально заказывать мясо и молоко из Москвы?

Да, но сейчас стало проще. У нас есть ответственный человек, он организовывает закупку. Кроме того, каждый месяц мы получаем кошерные продукты от Фонда «770». Это достаточно объемные подарки. Например, из курицы я могу делать три блюда.

Муж постоянно приводит в пример свою прабабушку, которая из курицы могла делать пять блюд: «Ничего страшного, ты станешь бабушкой и будешь готовить четыре блюда, а когда станешь прабабушкой – пять». Нет предела совершенству!

– Насколько важна для вас ежемесячная продуктовая помощь от Благотворительного фонда «770»?

Эта помощь очень важна! Во-первых, в набор входит несколько кур и колбаса. Эти продукты замороженные, и мы можем сделать запас. Благодаря этому у меня в доме всегда есть мясные продукты, я могу не бояться, что чего-то не хватит или не будет. Во-вторых, у нас есть большие сложности с кошерным виноградным соком. С вином нет проблем, его можно заказать в городе, проблема именно с кошерным соком. У моей бабули еще с советских времен был рецепт в пасхальной агаде (мы эту книгу сохранили), как делать из изюма сок: залить водой изюм и поставить на семь дней в темное место. Сейчас уже не СССР, но кошерного сока в Екатеринбурге не достать. И кошерный сок, который мы получаем в наборе от Фонда «770», – это прямо реальная помощь!

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Вовлекать еще больше семей! Когда ты получаешь эти прекрасные продукты (печенье, виноградный сок и другие), ты хочешь это не просто съесть, а к чему-то приурочить. Если есть виноградный сок, значит должен быть и бокал для кидуша, а если есть бокал для кидуша, значит должны быть и халы, и свечи. Особенная, романтическая атмосфера шаббата имеет большое влияние на молодых, думающих ребят. Пусть программа «Кошерный дом» расширяется и еще больше семей начинают соблюдать кашрут и шаббат!
Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов