– Рав Арье, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
Я родился в обычной советской еврейской семье. Я младший из трех братьев, одного брата, к сожалению, уже нет. Мама была учителем русского языка и литературы, а папа – директором большого предприятия. Мы жили в поселке Черноморском Краснодарского края, а в 1973 году переехали в Краснодар.
– Вы с детства знали, что вы еврей?
Да. Нельзя сказать, что это был какой-то предмет для гордости. Нет, это был просто факт: мы – евреи. Я застал еще дедушку и бабушку, маминых родителей. Они говорили на идиш. Папа с мамой уже практически не говорили на идиш, так отдельные словечки проскальзывали, а бабушка и дедушка хорошо говорили. Традиции не соблюдали, праздники и шаббаты не отмечали. Какой-то период времени наши родственники из Ленинграда присылали нам мацу. Я любил кушать её с вареньем…
– А когда всё поменялось в вашей жизни?
Когда в 2003 году в Краснодар приехал раввин Шнеор Сегаль. Конечно, изменения происходили небыстро, рав Шнеор постепенно приближал меня к традиции. Однажды он уговорил меня установить дома мезузу. Я пытался выяснить, как мы можем отметить это событие и чем я могу его угостить. Рав Шнеор улыбнулся и сказал, чтобы я не волновался: вряд ли он у меня дома будет когда-нибудь кушать…
Он приходил ко мне на работу, помогал надеть тфилин, учил со мной письма Ребе. Я тогда не понимал, зачем читать чужие письма и вообще кто такой Ребе, но было интересно. Потом мы с ним поехали к Ребе в Нью-Йорк. Так постепенно всё менялось.
Однажды зимой, когда рав Шнеор вернулся в Краснодар после поездки со своей семьей в Израиль, я пришел к нему в гости и сказал так, между делом, что я «шомер шаббат» (на иврите буквально «наблюдатель шаббата»). Я слышал эту фразу в каком-то фильме и подумал, что это, наверное, человек, который соблюдает субботу. По удивлению, которое я увидел на его лице, я понял, что сказал что-то не то. Видимо, он просто совершенно не ожидал услышать это от меня. Тогда я сказал, что решил соблюдать субботу.
Надо сказать, что зимой почти каждые выходные мы с семьей и друзьями ездили кататься на лыжах в Домбай. В пятницу уезжали, в воскресенье приезжали. Понятно, в субботу весело проводили время. И вот мы снова поехали. Я принял волевое решение не кататься в субботу. Но, когда мы приехали, была такая замечательная погода и располагающая обстановка, что я решил отложить своё волевое решение на следующую субботу. И как только я об этом подумал, вырубился свет во всем Домбае, и до 15 часов субботы его не включили. Понятно, ни о каком катании не могло быть и речи. Тогда я понял, что обратного пути нет.
Я помню был первый Песах, который мы соблюдали. В сфират аомер (дни между Песахом и Шавуотом, когда не принято стричься и бриться) я решил, что не буду трогать бороду и не буду снимать кипу. Вскоре мы поехали на отдых в Крым, в то время там раввином был рав Лившиц. Мы заехали к нему купить кошерное вино. Раввин вышел меня провожать, одна пола его сюртука была отогнута, и я увидел у него цицит. Мне было так стыдно стоять перед ним без цицита! У меня было ощущение, что я голый. Меня это так задело, что по возвращении в Краснодар я попросил у рава Шнеора, чтобы он мне привез цицит.