«Помолодеть на одиннадцать лет»
Раввин Арье-Лейб Ткач

– Рав Арье, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

Я родился в обычной советской еврейской семье. Я младший из трех братьев, одного брата, к сожалению, уже нет. Мама была учителем русского языка и литературы, а папа – директором большого предприятия. Мы жили в поселке Черноморском Краснодарского края, а в 1973 году переехали в Краснодар.

– Вы с детства знали, что вы еврей?

Да. Нельзя сказать, что это был какой-то предмет для гордости. Нет, это был просто факт: мы – евреи. Я застал еще дедушку и бабушку, маминых родителей. Они говорили на идиш. Папа с мамой уже практически не говорили на идиш, так отдельные словечки проскальзывали, а бабушка и дедушка хорошо говорили. Традиции не соблюдали, праздники и шаббаты не отмечали. Какой-то период времени наши родственники из Ленинграда присылали нам мацу. Я любил кушать её с вареньем…

– А когда всё поменялось в вашей жизни?

Когда в 2003 году в Краснодар приехал раввин Шнеор Сегаль. Конечно, изменения происходили небыстро, рав Шнеор постепенно приближал меня к традиции. Однажды он уговорил меня установить дома мезузу. Я пытался выяснить, как мы можем отметить это событие и чем я могу его угостить. Рав Шнеор улыбнулся и сказал, чтобы я не волновался: вряд ли он у меня дома будет когда-нибудь кушать…

Он приходил ко мне на работу, помогал надеть тфилин, учил со мной письма Ребе. Я тогда не понимал, зачем читать чужие письма и вообще кто такой Ребе, но было интересно. Потом мы с ним поехали к Ребе в Нью-Йорк. Так постепенно всё менялось.

Однажды зимой, когда рав Шнеор вернулся в Краснодар после поездки со своей семьей в Израиль, я пришел к нему в гости и сказал так, между делом, что я «шомер шаббат» (на иврите буквально «наблюдатель шаббата»). Я слышал эту фразу в каком-то фильме и подумал, что это, наверное, человек, который соблюдает субботу. По удивлению, которое я увидел на его лице, я понял, что сказал что-то не то. Видимо, он просто совершенно не ожидал услышать это от меня. Тогда я сказал, что решил соблюдать субботу.

Надо сказать, что зимой почти каждые выходные мы с семьей и друзьями ездили кататься на лыжах в Домбай. В пятницу уезжали, в воскресенье приезжали. Понятно, в субботу весело проводили время. И вот мы снова поехали. Я принял волевое решение не кататься в субботу. Но, когда мы приехали, была такая замечательная погода и располагающая обстановка, что я решил отложить своё волевое решение на следующую субботу. И как только я об этом подумал, вырубился свет во всем Домбае, и до 15 часов субботы его не включили. Понятно, ни о каком катании не могло быть и речи. Тогда я понял, что обратного пути нет.

Я помню был первый Песах, который мы соблюдали. В сфират аомер (дни между Песахом и Шавуотом, когда не принято стричься и бриться) я решил, что не буду трогать бороду и не буду снимать кипу. Вскоре мы поехали на отдых в Крым, в то время там раввином был рав Лившиц. Мы заехали к нему купить кошерное вино. Раввин вышел меня провожать, одна пола его сюртука была отогнута, и я увидел у него цицит. Мне было так стыдно стоять перед ним без цицита! У меня было ощущение, что я голый. Меня это так задело, что по возвращении в Краснодар я попросил у рава Шнеора, чтобы он мне привез цицит.
– И потом вы стали председателем общины в Краснодаре?

Рава Шнеора выслали из России, он мне позвонил, сказал, чтобы я к нему быстро приехал. Он меня попросил отвезти его с семьей в аэропорт, сказал, что, возможно, больше не вернется. Как это он может не вернуться! Я вообще не представлял себе жизнь без раввина! Я спросил: «Кто же будет всем заниматься? Есть детский сад, община, молитвы…». Он сказал: «Вы». Так и получилось.

Я и раньше всем этим занимался понемногу: проводил молитвы в отсутствие раввина, читал Тору (раввин сказал научиться читать Тору – я научился, с раввином не поспоришь!). Еще при нем я был директором «Ор Авнера», который у нас в общине выполнял также хозяйственные и юридические функции. В итоге получилось, что всем этим я стал так много заниматься, что перестал работать там, где я работал, и всё своё время посвятил делам в синагоге. Потом меня избрали председателем общины.

– Как вы стали раввином в Таганроге?

Я делал всё, что нужно было для общины: были построены мужская и женская миквы, открылись «EnerJew», «Stars», «Колель Тора», развивались другие программы. Я чувствовал, что общине надо двигаться дальше, у нее большой потенциал и нужен сильный раввин, который будет вести общину к новым достижениям. Видимо, Всевышний услышал наши с Юдит, моей замечательной супругой, просьбы: вскоре приехал раввин Мендл Лазар. Мы давно были знакомы, он не раз был в Краснодаре, мы часто встречались у Ребе. Я приглашал его в шлихут в Краснодар, потому что считал, что это тот человек, который нам нужен. Его глубокие знания, хасидское воспитание и просто замечательные человеческие качества были лучше любых рекомендаций.

Когда рав Мендл приехал в шлихут в Краснодар, я уже не переживал за общину: всё у неё будет хорошо. С другой стороны, нам с Юдит хотелось помолодеть на одиннадцать лет и начать всё заново. Главный раввин России Берл Лазар предложил нам поехать в шлихут в Таганрог.

– Какие у вас были первые впечатления от общины и от города?

Мы приехали перед гимел тамуз (днем ухода Любавичского Ребе из этого мира), провели в общине шаббат. Это была любовь с первого взгляда. Община просто великолепная. Всё хорошо, слава Б-гу!

Таганрог – город Антона Чехова, Фаины Раневской, небольшой, приятный, похож на Краснодар, только поменьше. Синагога расположена в частном секторе, не могу сказать, что это очень благополучный, но, наверное, самый интересный район города. Люди здесь добрые, они желают здоровья, приятные вещи говорят, не видел еще никаких нехороших явлений.
– Что для вас самое трудное в работе раввина?

Это то, что я никого не знаю, кроме людей, близких к общине. Плюс пандемия накладывает свои ограничения. Надо собрать людей, сделать так, чтобы сюда вернулась активная еврейская жизнь. А она когда-то была такой! Здесь жило очень много евреев, была синагога, школа, дом учения… Исторически Таганрог – еврейский город.

– А что для вас самое радостное в работе раввина?

Каждая маленькая победа, каждый, даже маленький, шаг вперед в Торе и заповедях тех, кого мы с Юдит приближаем, – это и есть самое радостное. Тяжело бывает слышать телефонные звонки на молитве в субботу, но я понимаю, что это только этап, я когда-то и сам пользовался телефоном в субботу. Радостно, что мы довольно-таки быстро движемся вперед. Каждый шаббат у нас есть миньян, уже идут занятия в «Колель Тора» для женщин и для мужчин.

– Бывали ли ситуации, когда вы чувствовали, что Ребе о вас заботится?

Я всегда это чувствую! По-другому просто не бывает. Сам факт того, что в нашей жизни так всё поменялось, – это влияние Ребе. Через рава Шнеора, шалиаха Ребе. Да я и сам теперь связываю других людей с Ребе. Я просто делаю то, что Ребе хочет. Это не мои силы, я вряд ли бы сам смог всё это сделать!

– Как Благотворительный фонд «770» помогает вашей общине?

С самого начала, как мы приехали с Юдит в Таганрог, я увидел эту помощь. Люди, которые не живут в этом городе, не знают ни меня, ни кого-то из местных жителей, переживают за то, чтобы здесь всё двигалось вперед и развивалась еврейская жизнь. В Краснодаре, в начале нашей работы одиннадцать лет назад, о таком я даже мечтать не мог. Это невероятно!

Фонд «770» передал нам две пары очень дорогих тфилин. Теперь на молитве в миньяне в будний день можно видеть всех мужчин в тфилин. Мы получили 103 книги для библиотеки синагоги: Тору с комментариями Раши, полный сборник Мишне Тора Рамбама, Вавилонский Талмуд, Кицур шульхан арух, Тегилим и махзоры. Эти книги мы активно изучаем на занятиях. Фонд «770» подарил евреям Таганрога 35 мезуз.

Кампания «Мезуза» дает потрясающую возможность раввину познакомиться с людьми! Люди и так не каждого в свой дом пустят, а тут еще пандемия. Установка мезузы же позволяет прийти к человеку, познакомиться и поговорить с ним. Благодаря кампании «Субботние свечи» и чудесному подарку, серебряному подсвечнику, нам удалось большому количеству женщин рассказать о заповеди зажигания субботних свечей. 21 женщина уже начала зажигать свечи!

Эта помощь очень важна для развития общины и привлечения новых людей! Даже просто знание, что есть кто-то, кто всегда может тебе помочь, очень сильно поддерживает и вдохновляет.

– Что вы хотели бы пожелать Благотворительному фонду «770»?

Только вперед! Ни в кое случае не сбавлять обороты! Дай Б-г, чтобы во всех аспектах, в материальности и в духовности, Всевышний благословил вас, чтобы Ребе давал много сил на всё это и чтобы Ребе радовался!

Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов