«Ради всех предыдущих поколений»
Эфраим и Цви Гирш Альтшулер

– Эфраим, расскажите, пожалуйста, о себе.

Я работаю в издательстве «Книжники», занимаюсь версткой книг. Цви Гирш учится в «Хедер Менахем» в седьмом классе. Недавно он стал бар-мицвой, то есть ему исполнилось 13 лет. Мы живем в Москве.

– Перед бар-мицвой Цви Гирш начал накладывать тфилин. А как в вашей семье относятся к этой заповеди?

Я родился в обычной советской еврейской семье. Мы, естественно, никакие заповеди не соблюдали. Знали, конечно, что мы евреи, что-то слышали о традициях, но не представляли, что это что-то важное, воспринимали себя как представителей одной из многих национальностей в Советском Союзе. В общем-то всё наше еврейство сводилось к тому, что, видя какого-то еврея по телевизору, мы говорили: «О, вот это тоже наш!».

Всё начало меняться, когда мои двоюродные сестры пошли в «Сохнут», они собирались репатриироваться в Израиль. В Нижнем Новгороде «Сохнут» находился в синагоге на Грузинской улице. Оттуда еврейская традиция понемногу начала проникать в нашу семью. Потом мой младший брат стал активно участвовать в еврейских молодежных организациях. Как-то он поехал вожатым в детский летний лагерь «Ган Исроэль» в Казань, где ему подарили тфилин. Я не знаю, много ли он сам надевал этот тфилин, но он отдал его отцу, и тот стал надевать его каждый день.

А отец помнил еще нашу родню, которая соблюдала заповеди. Его дядя Давид в своем частном доме в Сормово собирал подпольный миньян. Синагоги как таковой в Нижнем Новгороде не было, в здании синагоги, построенной еще кантонистами, находился мебельный цех. Отец вспомнил, как, когда он был маленьким, тфилин надевали старики, и тоже стал делать это каждый день!

И уже спустя какое-то время, когда я сам осознал необходимость возвращения к традициям наших предков, к пониманию того, кто я есть такой, что еврей – это не только национальность, но и традиции, культура, язык и еще много другого, когда я ощутил по-настоящему острую необходимость соблюдения заповедей, я тоже стал надевать тфилин каждый день.

Поначалу я пользовался общественными тфилинами, которые были в синагоге в Марьиной Роще. Но когда я захотел поехать в отпуск в Нижний Новгород, я задумался. Конечно, я знал, что у отца есть старый тфилин, который можно надевать, но я хотел, чтобы у меня был свой, в том числе чтобы показать отцу, что я тоже выполняю эту заповедь. Рав Мордехай Вайсберг помог мне купить тфилин по субсидированной цене. Этот тфилин до сих пор у меня, я надеваю его каждый день. А недавно мне наконец удалось накопить на тфилин Рабейну Там. Один из прихожан нашей синагоги продавал свой относительно недорого, и у меня как раз была необходимая сумма. Если бы он стоил дороже, наверное, это всё не получилось бы. Но слава Б-гу, теперь я надеваю две пары тфилин каждый день!

И, конечно, для меня важно, что и мой сын надевает тфилин. У него тоже есть обе пары: тфилин Раши, который нам подарил Фонд «770», и тфилин Рабейну Там, с приобретением которого нам помогли преподаватели хедера.

Уже прошла бар-мицва. Так что тфилин у Цви Гирша – это не просто подготовка к исполнению заповеди, а настоящая заповедь. Мне очень отрадно, что в нашей семье началась и продолжается эта традиция. Я надеюсь, что и будущие поколения будут продолжать выполнять заповеди!

– Что для вас значит бар-мицва сына?

Для нас это многое значит, потому что наш сын проходил гиюр вслед за мамой. Был непростой процесс, ему пришлось много поработать, чтобы прийти к исполнению заповедей. В частности, он наконец-то дорос до заповеди тфилин.

Лично для меня это большое событие. Ведь изначально казалось, что еврейство в нашей семье может кончиться на мне. Слава Б-гу, это не так, и жена, и дети восприняли всё серьезно. Это не было какое-то формальное улаживание вопросов еврейства, а делалось ради исполнения заповедей с пониманием важности следования этому пути.

И то, что Цви Гирш накладывает тфилин, значит, что эта линия, цепочка нашего еврейства, начиная от наших далеких предков, которые стояли в пустыне у горы Синай и получали Тору, что она не закончится и будет продолжаться! Это очень важно, хотя бы ради всех предыдущих поколений.
– Происходили ли с вами какие-то удивительные истории, показавшие важность соблюдения заповедей?

На самом деле вся история нашей семьи чудесна. Насколько далеко мы были от всего этого и насколько близко сейчас – это само по себе чудо! То, что жена и трое детей прошли гиюр, – это тоже, наверное, чудо, хотя я абсолютно уверен, что моя семья этого заслуживала. Мой старший сын Арье Лейб прошел гиюр первым. Тогда мы увидели, что всё это происходит не без вмешательства Свыше.

Конечно, заповеди соблюдать важно вне зависимости от того, происходят с тобой какие-то чудесные истории или не происходят. Даже если бы чудеса никогда не происходили, мы должны были бы выполнять заповеди!

– В хедере Цви Гирша хорошо приняли?

У Цви Гирша поначалу были сложные взаимоотношения с ребятами в классе, потому что он начал не с самого начала, как все, а пришел позже, выделялся среди них. Но вот была бар-мицва, пришли его одноклассники, говорили добрые слова. Я вижу, что в хедере ему хорошо. Цви Гиршу удается успешно учиться. При том что он выучил иврит позже всех остальных в классе, он владеет им сейчас в достаточной мере, чтобы хорошо учиться. И мы надеемся на то, что дальше так и будет, и он, с Б-жьей помощью, пойдет в ешиву.

– Цви Гирш, поделись своими впечатлениями о заповеди тфилин.

Первый раз, когда мне надевал тфилин рав Берл Лазар, я даже не знал, как их надевают. Во второй раз папа мне помогал, и впоследствии я самостоятельно понял, как их надевать. Между hанахат тфилин и бар-мицвой я набирался опыта у моих одноклассников. Со временем я уже привык, что каждый день надеваю тфилин, но все равно каждый раз чувствую, как будто делаю это в первый раз.

– Твой совет ребятам, которые еще не выполняют эту заповедь.

Это – заповедь, и не стоит ее терять, поскольку в Торе написано про нее восемь раз. А еще в мидраше написано, что за нее дается награда уже в этом мире и что «огонь Геhинома не властвует над ним».

Не стоит бояться надевать тфилин, думая, что это сложно. Первое время мне тоже было сложно ловко накладывать тфилин. Но сейчас у меня хорошо получается. Я даже могу помогать другим.

– Эфраим, насколько важна была для вас помощь Благотворительного фонда «770» в приобретении тфилина?

Невозможно описать, насколько эта помощь была существенна! Огромная благодарность Фонду «770» за то, что он поддержал нас с приобретением тфилина, потому что потянуть такую сумму самостоятельно нашей семье небольшого достатка было бы очень тяжело. Когда реб Лейб Артовский сказал мне, что есть такой фонд, который может помочь с приобретением тфилина, я был удивлен, потому что это очень дорогие предметы: приобрести тфилин сейчас стоит порядка 1400 долларов. И Фонд «770» подарил нам не просто какой-то тфилин, достаточно кошерный, чтобы выполнить заповедь бедиавад (постфактум заповедь считается выполненной с такими тфилинами), а тфилин самого высшего класса!

– Вы принимали участие еще в каких-то кампаниях Благотворительного фонда «770»?

На гимел тамуз (3 тамуза – день ухода Ребе из этого мира) ученики младшей ешивы «Томхей Тмимим Москва», «Месивты» и седьмого класса «Хедер Менахем», где учится Цви Гирш, поедут на неделю к Ребе, в Нью-Йорк. Сейчас идет активная духовная подготовка, ребята учат тему «Геула и Машиах» (еврейские законы и сихот (беседы) Ребе).

Эту поездку оплачивает Фонд «770». Я не знаю, смогли бы мы сами отправить сына к Ребе. Конечно, ему очень важно побыть там, увидеть всё своими глазами, окунуться в атмосферу синагоги и дома Ребе, увидеть эту общину, поговорить с людьми, которые встречались с Ребе. Такая поездка просто бесценна!

– Ваше пожелание Фонду «770».

То, что есть фонд, который занимается такими важными и дорогостоящими проектами в общине, очень радует. Желаю большого достатка всем спонсорам Фонда «770»!
Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов