– Эфраим, расскажите, пожалуйста, о себе.
Я работаю в издательстве «Книжники», занимаюсь версткой книг. Цви Гирш учится в «Хедер Менахем» в седьмом классе. Недавно он стал бар-мицвой, то есть ему исполнилось 13 лет. Мы живем в Москве.
– Перед бар-мицвой Цви Гирш начал накладывать тфилин. А как в вашей семье относятся к этой заповеди?
Я родился в обычной советской еврейской семье. Мы, естественно, никакие заповеди не соблюдали. Знали, конечно, что мы евреи, что-то слышали о традициях, но не представляли, что это что-то важное, воспринимали себя как представителей одной из многих национальностей в Советском Союзе. В общем-то всё наше еврейство сводилось к тому, что, видя какого-то еврея по телевизору, мы говорили: «О, вот это тоже наш!».
Всё начало меняться, когда мои двоюродные сестры пошли в «Сохнут», они собирались репатриироваться в Израиль. В Нижнем Новгороде «Сохнут» находился в синагоге на Грузинской улице. Оттуда еврейская традиция понемногу начала проникать в нашу семью. Потом мой младший брат стал активно участвовать в еврейских молодежных организациях. Как-то он поехал вожатым в детский летний лагерь «Ган Исроэль» в Казань, где ему подарили тфилин. Я не знаю, много ли он сам надевал этот тфилин, но он отдал его отцу, и тот стал надевать его каждый день.
А отец помнил еще нашу родню, которая соблюдала заповеди. Его дядя Давид в своем частном доме в Сормово собирал подпольный миньян. Синагоги как таковой в Нижнем Новгороде не было, в здании синагоги, построенной еще кантонистами, находился мебельный цех. Отец вспомнил, как, когда он был маленьким, тфилин надевали старики, и тоже стал делать это каждый день!
И уже спустя какое-то время, когда я сам осознал необходимость возвращения к традициям наших предков, к пониманию того, кто я есть такой, что еврей – это не только национальность, но и традиции, культура, язык и еще много другого, когда я ощутил по-настоящему острую необходимость соблюдения заповедей, я тоже стал надевать тфилин каждый день.
Поначалу я пользовался общественными тфилинами, которые были в синагоге в Марьиной Роще. Но когда я захотел поехать в отпуск в Нижний Новгород, я задумался. Конечно, я знал, что у отца есть старый тфилин, который можно надевать, но я хотел, чтобы у меня был свой, в том числе чтобы показать отцу, что я тоже выполняю эту заповедь. Рав Мордехай Вайсберг помог мне купить тфилин по субсидированной цене. Этот тфилин до сих пор у меня, я надеваю его каждый день. А недавно мне наконец удалось накопить на тфилин Рабейну Там. Один из прихожан нашей синагоги продавал свой относительно недорого, и у меня как раз была необходимая сумма. Если бы он стоил дороже, наверное, это всё не получилось бы. Но слава Б-гу, теперь я надеваю две пары тфилин каждый день!
И, конечно, для меня важно, что и мой сын надевает тфилин. У него тоже есть обе пары: тфилин Раши, который нам подарил Фонд «770», и тфилин Рабейну Там, с приобретением которого нам помогли преподаватели хедера.
Уже прошла бар-мицва. Так что тфилин у Цви Гирша – это не просто подготовка к исполнению заповеди, а настоящая заповедь. Мне очень отрадно, что в нашей семье началась и продолжается эта традиция. Я надеюсь, что и будущие поколения будут продолжать выполнять заповеди!
– Что для вас значит бар-мицва сына?
Для нас это многое значит, потому что наш сын проходил гиюр вслед за мамой. Был непростой процесс, ему пришлось много поработать, чтобы прийти к исполнению заповедей. В частности, он наконец-то дорос до заповеди тфилин.
Лично для меня это большое событие. Ведь изначально казалось, что еврейство в нашей семье может кончиться на мне. Слава Б-гу, это не так, и жена, и дети восприняли всё серьезно. Это не было какое-то формальное улаживание вопросов еврейства, а делалось ради исполнения заповедей с пониманием важности следования этому пути.
И то, что Цви Гирш накладывает тфилин, значит, что эта линия, цепочка нашего еврейства, начиная от наших далеких предков, которые стояли в пустыне у горы Синай и получали Тору, что она не закончится и будет продолжаться! Это очень важно, хотя бы ради всех предыдущих поколений.