– Трудно ли работать с выходцами из бывшего Советского Союза, с их менталитетом?
Честно, я не вижу трудностей в менталитете. Лично я не встречал людей, которые были бы против религии. Возможно, потому что мы сами очень открыты и доброжелательны при общении с людьми, и они отвечают нам тем же самым. Мы никого не перегружаем религиозностью и тому подобным. Мы говорим о том, что даже в Израиле нужно быть евреем. Эта идея доступна и понятна людям. Если кто-то не хочет, мы никого не заставляем. В общем, я не видел никакого противодействия, какой-то открытой неприязни. Хотя об этом много говорят. Может, всё дело в нашем подходе.
– А в чем реальные сложности?
Главная сложность заключается в финансировании нашей деятельности. В Израиле все организации и общины существуют благодаря взносам своих членов, когда прихожане оплачивают те услуги, в которых они нуждаются. Но, к сожалению, выходцы из бывшего Советского Союза не могут сами содержать свою общину! Большинство людей, с которыми мы общаемся, – это новые репатрианты, в основном 5, максимум 10, лет в стране. Они сами в первую очередь нуждаются в помощи. Даже если они и в плюсе, им надо отложить на покупку квартиры, машины, на образование детей и другие нужды. Еще играет роль тот фактор, что наши люди не приучены жертвовать. Они привыкли делать добро, волонтерское движение очень распространено. Они хотят помогать, но далеко не всегда деньгами.
Мне, честно, обидно за этих людей! Они имеют полное право на дружелюбную и принимающую общину, где можно молиться и соблюдать заповеди в комфортных условиях, куда можно прийти и просто поговорить по душам на русском языке. Да, они не могут заплатить 100% за эти услуги, но почему из-за этого они лишены своей общины?!
– Совершенно согласна с вами! Что вы считаете наиболее важным в своей работе?
Помимо мероприятий и материальной помощи, очень важно дать новым репатриантам моральную поддержку. Зачастую они чувствуют нехватку общения, даже просто житейской подсказки, куда пойти, что купить, что сделать. Даже просто поговорить, спросить «Как дела?», – это уже поддержка. Это самая незаметная часть нашей работы, которую невозможно измерить и отразить в отчетах. Но она самая важная, на самом деле! Мы прошли через это, будучи новыми репатриантами. Нам знакомо ощущение одиночества и бессилия. Вроде бы Израиль – наша страна, и всё здесь ориентировано на прием новых репатриантов, но далеко не везде тебе рады и готовы помочь.