«Остаться евреем в Израиле»
Раввин Александр Нестеров

– Рав Александр, расскажите, пожалуйста, где вы родились и как стали раввином?

Я родился в городе Уфа, здесь же закончил обычную школу и затем нефтяной университет. В старших классах начал интересоваться еврейством, так что после вуза не пошел работать по специальности, а поехал учиться на раввина в ешиву «Мигдаль Аэмек», потом в ешиву «770». Ну и после свадьбы еще учился в колеле в Марьиной Роще.

– Как вы попали в город Реховот?

Долгие годы мы были посланниками в городе Ставрополь. У одного из наших детей (а у нас, слава Б-гу, трое детей) обнаружилась проблема в развитии. К сожалению, мы не смогли найти в Ставрополе квалифицированную помощь и приняли решение уехать в Израиль. Мы переехали в Реховот, так как здесь у нас были друзья и знакомые, которые помогали нам первое время. За это им огромное спасибо!

– Почему вы решили создать общину в Реховоте?

Мы привыкли заниматься общественной работой, общаться с людьми. В Ставрополе по шаббатам у нас был дом, полный гостей. С переездом сюда круг общения резко уменьшился, и нам порой было откровенно скучно в шаббат. Потихоньку мы начали знакомиться с русскоязычными семьями, приглашать их на шаббатние трапезы. Мы увидели, что никто не занимается русскоязычными, несмотря на то что здесь огромный Бейт хабад! А новых репатриантов приезжает все больше и больше. В Реховоте их уже порядка 20 тысяч. Но нет русскоязычной общины.

– А зачем русскоязычным евреям нужна какая-то особая община и синагога?

Как известно, выходцы из бывшего Советского Союза имеют особый менталитет, у них большие сомнения, идти ли в синагогу, а тем более в такую, где их мало кто ждет. Для некоторых репатриантов просто нереально преодолеть себя и окунуться в совершенно незнакомую, часто неприветливую, среду. Есть репатрианты, которые многие годы ходили у себя на родине (на Украине, в России, Белоруссии, Казахстане) в синагогу, а приехав в Израиль, не нашли себе такую же. Здесь, в Израиле, община просто удовлетворяет религиозные потребности еврея, в отличие от общинных центров России. В диаспоре людей привлекают, опекают, оказывают теплый прием. В Израиле совершенно другое отношение!

Мы всё это увидели, когда стали общаться с людьми. Очень часто нам говорили: «Я бы хотел прийти в синагогу, там у меня была синагога, а здесь я не могу найти такое место». И это, действительно, реальная проблема! Поэтому мы и решили создать общину русскоговорящих евреев.
– Трудно ли работать с выходцами из бывшего Советского Союза, с их менталитетом?

Честно, я не вижу трудностей в менталитете. Лично я не встречал людей, которые были бы против религии. Возможно, потому что мы сами очень открыты и доброжелательны при общении с людьми, и они отвечают нам тем же самым. Мы никого не перегружаем религиозностью и тому подобным. Мы говорим о том, что даже в Израиле нужно быть евреем. Эта идея доступна и понятна людям. Если кто-то не хочет, мы никого не заставляем. В общем, я не видел никакого противодействия, какой-то открытой неприязни. Хотя об этом много говорят. Может, всё дело в нашем подходе.

– А в чем реальные сложности?

Главная сложность заключается в финансировании нашей деятельности. В Израиле все организации и общины существуют благодаря взносам своих членов, когда прихожане оплачивают те услуги, в которых они нуждаются. Но, к сожалению, выходцы из бывшего Советского Союза не могут сами содержать свою общину! Большинство людей, с которыми мы общаемся, – это новые репатрианты, в основном 5, максимум 10, лет в стране. Они сами в первую очередь нуждаются в помощи. Даже если они и в плюсе, им надо отложить на покупку квартиры, машины, на образование детей и другие нужды. Еще играет роль тот фактор, что наши люди не приучены жертвовать. Они привыкли делать добро, волонтерское движение очень распространено. Они хотят помогать, но далеко не всегда деньгами.

Мне, честно, обидно за этих людей! Они имеют полное право на дружелюбную и принимающую общину, где можно молиться и соблюдать заповеди в комфортных условиях, куда можно прийти и просто поговорить по душам на русском языке. Да, они не могут заплатить 100% за эти услуги, но почему из-за этого они лишены своей общины?!

– Совершенно согласна с вами! Что вы считаете наиболее важным в своей работе?

Помимо мероприятий и материальной помощи, очень важно дать новым репатриантам моральную поддержку. Зачастую они чувствуют нехватку общения, даже просто житейской подсказки, куда пойти, что купить, что сделать. Даже просто поговорить, спросить «Как дела?», – это уже поддержка. Это самая незаметная часть нашей работы, которую невозможно измерить и отразить в отчетах. Но она самая важная, на самом деле! Мы прошли через это, будучи новыми репатриантами. Нам знакомо ощущение одиночества и бессилия. Вроде бы Израиль – наша страна, и всё здесь ориентировано на прием новых репатриантов, но далеко не везде тебе рады и готовы помочь.
– По вашим оценкам, сколько прихожан в вашей общине?

Как раз сейчас мы составляем списки, это очень трудно. У нас нет прихожан, так как нет помещения. Мы либо проводим мероприятия у нас дома (например, шаббатние и праздничные трапезы), либо арендуем помещение, либо договариваемся с синагогами и социальными центрами. До пандемии на женский клуб приходило порядка 25-30 женщин. Это не преувеличение, это реальные цифры! Уроки для мужчин и фарбренгены посещало тоже около 30 человек. Пока что наше самое большое мероприятие – это Пурим, на котором присутствовало 130 человек (это семьи с детьми). С тех пор мы не могли проводить мероприятия из-за карантинных мер.

– Расскажите, как вы видите дальнейшее развитие общины?

Сейчас мы обсуждаем вопрос о создании группы по изучению Торы для молодежи и студентов, наподобие Eurostars в России. До пандемии раз в месяц мы собирали женский клуб. Сохраняющиеся карантинные меры пока не позволяют возобновить его. Но в планах расширить этот женский клуб до еженедельных уроков в рамках системы «Колель Тора». Большая и важная задача – получить постоянное помещение для общины. Без такого помещения наша деятельность все-таки ограничена. Мы говорим: «Открылась община». А где? Конечно, можно назвать наш домашний адрес, но далеко не всем удобно и комфортно приходить в частную квартиру.

– Как вы познакомились с Фондом «770»?

О Фонде «770» мы знали еще в те времена, когда были посланниками в Ставрополе. В те времена мы активно сотрудничали. Когда мы искали спонсоров открытия общины в Реховоте, мы обратились в Фонд «770», но не были уверены, захочет ли фонд выйти за пределы бывшего СССР. Случилось чудо, и Фонд «770» стал нашим добрым другом и спонсором! Ведь реховотскую общину составляют те же самые люди, которые еще буквально месяц назад были в России, на Украине или в Белоруссии, а сейчас они здесь, и им очень нужна моральная поддержка.

– Как Фонд «770» помогает вашей общине?

Собственно, сама община была создана осенью 2019 года при поддержке фонда. Также проведены хасидский фарбренген в честь 19 кислева и большой пуримский праздник, организованы регулярные встречи женского клуба, а на Хануку роздано более 250 наборов свечей.

А сейчас Благотворительный фонд «770» финансирует наш новый проект «Я тоже праздную шаббат». Это раздача шаббатних наборов местным семьям. Не мы придумали эту идею, но здесь, в Израиле, это уникально. В России очень многие общины занимались этим во время пандемии. Такие наборы имеют успех и оказывают большое влияние на людей как материальная и духовная поддержка.

Мы хотим показать, что провести шаббат в соответствии с еврейской традицией абсолютно не сложно и доступно для всех людей, вне зависимости от их мировоззрения! Мы сделали очень красивые и солидные наборы. Там есть всё для того, чтобы встретить субботу: подсвечники со свечами, виноградный сок и бокал для кидуша, халы и несколько традиционных блюд (например, иерусалимский кугл, гефилте фиш, шоколадный пирог). В этот же набор мы вкладываем красочную брошюру, в которой описано, как подготовиться к шаббату, какой в нем смысл, порядок шаббатней трапезы с объяснениями. Набор абсолютно бесплатный. Его может заказать любой житель Реховота. Таким образом, люди могут попробовать отпраздновать шаббат дома. И это идеально подходит для нынешней ситуации карантина, когда люди не могут или бояться пойти в синагогу и в гости. Они не могут на шаббат прийти к нам, но шаббат может прийти к ним!

– Что вы хотели бы пожелать Фонду «770»?

Желаю огромных успехов! Чтобы Фонд «770» усиливался, чтобы увеличивалось количество участников всех кампаний, как тех, которые жертвуют, так и тех, которые получают помощь! Этот фонд является посредником между жертвователем и получающим пожертвования. Без такого посредника помощь была бы затруднительна или вовсе невозможна! Пусть Всевышний благословит вас!
Над текстом работали:
Кира Гуревич
Аэлет Куперман
Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов