«Держим высокую планку»
Раввин Аба Довид
Раввин и программный директор русскоязычной еврейской общины Иерусалима
– Рав Довид, расскажите, пожалуйста, о семье, в которой вы родились.

Я родился на Украине, в городе Николаев, в светской семье. То, что мы евреи, не скрывалось, но и особо не выпячивалось. В плане традиций наша семья была абсолютно оторвана ото всего. Что-то начало меняться, когда в город приехал раввин. Впервые мама привела меня в синагогу, когда мне было 5 лет. Это был Рош-Ашана, я помню это как сейчас, потому что были яблоки и мед. Потом была маца на Песах, ханукальные концерты… В третий класс я пошел уже в еврейскую школу, и вот тут началось углубленное знакомство с традицией.

– И как же вы стали соблюдающим евреем?

В еврейской школе я понял, что есть целый мир, о котором до этого мне было ничего не известно, что есть евреи и что они живут определенным образом. А раз я – еврей, то и я должен жить определенным образом! По мере получения знаний я делал смелые шаги вперед. Так в 9 лет я узнал про обрезание, пошел к маме и сообщил, что намерен сделать обрезание. В 13 лет, когда мы переехали в Израиль, я пошел учиться в ешиву. Большими шагами я самостоятельно двигался к этому: кашрут, шаббат в каком-то формате, цицит, кипа… В общем, с самого начала мне было понятно, что надо жить как еврей.
– Как вы стали раввином в Иерусалиме?

На самом деле это произошло довольно случайно. Около 7 лет мы с женой были в шлихуте (посланничестве) в Москве и в какой-то момент приняли решение о переезде в Израиль. Моя работа была связана с большим количеством командировок, и, так как очень часто меня не было дома, а все наши бабушки жили в Израиле, мы подумали, что все равно где жене меня ждать, так уж лучше в Израиле. И мы переехали в Израиль. Я занимался неформальным образованием, работал (и продолжаю работать ныне) в проекте «ENERJEW».

Когда началась «корона» и вся активность ушла в он-лайн, я понял, как важно встречаться с людьми вживую. Много моих учеников из Москвы и из других городов СНГ жило в Иерусалиме, и они тоже хотели живых встреч. Оставалось только организоваться. В Иерусалиме на тот момент уже существовала русскоязычная община во главе с раввином Шаей Гиссером, но для молодежи там ничего не было. Тогда я предложил свои услуги по работе с молодежью. Стремительно всё это переросло в уже полноценную работу с общиной, не только с молодежью, но и с детьми, взрослыми и пожилыми, я стал организовывать женские уроки, фарбренгены и так далее.

На данный момент я раввин и программный директор общины, отвечаю за все события, мероприятия, праздники, экскурсии, составление образовательных программ – всё, чем наполняется образовательная сетка общины. Ну и сам преподаю. Это всё происходит под руководством и с поддержкой реб Шаи Гиссера – выдающегося раввина и основателя нашей общины. Он является духовным лидером и посвящает всё своё время ежедневным урокам Торы и консультациям по широкому спектру жизненных вопросов.

– Чем особенна ваша община?

По сравнению с другими израильскими русскоязычными общинами у нас довольно специфическая ситуация. В Иерусалиме проживает очень много русскоязычных евреев, но они разбросаны по всему городу, живут в самых разных его районах. И здесь настолько большой выбор синагог, что мы даже не пытаемся конкурировать. У человека рядом с домом может быть очень хорошая синагога, не русскоязычная, но всё же, туда он и будет ходить молиться, а учиться приедет к нам. Поэтому у нас немного непривычный формат, особенно для стран СНГ, где синагога – это в первую очередь шаббаты и праздники (йом-товы). У нас же молитва – это скорее вспомогательный сервис, а не главное, на чем базируется деятельность общины.
– Где находится ваша община?

Она находится в самом центре Иерусалима, в старинном районе Нахалат Шива. Наша синагога – это первая ашкеназская синагога, построенная за стенами Старого города. Это красивая старинная синагога, заходя в которую ты чувствуешь особенную атмосферу Иерусалима. Наш адрес: Маалот Нахалат Шива 5.

– Так почему же люди выбирают вас?

Как говорится, люди голосуют ногами. Они ищут качественный контент и приятную атмосферу для коммуникаций. Приходят не только за еврейскими знаниями, но и за еврейским общением – общением в кругу людей с похожими интересами и ценностями, аналогичным бэкграундом. У нас такая точка встречи русскоязычных евреев, где они могут обсудить проблемы, которые их волнуют, вместе поучиться, посидеть на фарбренгене и сказать «Лехаим!». Безусловно, контент, который мы даем, в плане лекторов, мероприятий – он на очень высоком уровне, потому что с нами, во-первых, рав Шая Гиссер – один из лучших русскоязычных лекторов мирового масштаба, а во-вторых, мы стараемся всегда приглашать самых лучших преподавателей. Мы держим очень высокую планку и снижать ее не собираемся!

– Есть ли разница в работе с евреями в Москве и в Иерусалиме?

Разница колоссальная! Но нельзя сказать, что где-то лучше, а где-то хуже – везде своя специфика. В Москве для парня или девушки синагога – это, по сути, единственный вход в их еврейскую жизнь, они это ценят и готовы сами делать какие-то шаги. В Израиле всё по-другому: человек не чувствует, что он оторван от еврейской жизни, даже если у него нет связи с конкретной еврейской общиной, и, соответственно, его гораздо сложнее привести в синагогу. С другой стороны, в Москве молодежь, помимо духовного обогащения, может участвовать в поездках за границу, получать подарки, стипендии и так далее, ожидая таким образом, что её будут всё время развлекать. В Израиле же, если ты приходишь в синагогу и становишься частью общины, ты непосредственно участвуешь во всем происходящем, вкладываешься по мере своих возможностей деньгами, временем, энергией. Это важная разница. И мне кажется, у молодых людей, которые участвовали в разных программах на постсоветском пространстве, уходит какое-то время, чтобы перестроиться. Грубо говоря, они приходят в синагогу с вопросом «А что здесь раздают?». Но здесь не раздают, здесь мы друг другу помогаем, чтобы нам всем было хорошо!

– За годы работы вам, наверняка, удалось повлиять на многих людей. Поделитесь, пожалуйста, какой-нибудь историей.

У нас в общине есть молодой человек, с которым мы знакомы уже много лет. Раньше он жил в СНГ, а теперь он работает в Иерусалиме в одной из молодежных организаций. Недавно раздается от него звонок. Он рассказывает, что есть парень, который решился сделать обрезание, и необходимо ему помочь, но надо всё сделать быстро, потому что, если не предложить ему кошерный вариант, он пойдет и сделает обрезание в больнице. Я, не выходя из дома, всё организовал. И уже на следующее утро этот парень получил подарок в виде трех уникальных заповедей: он сделал брит-милу, коэн провел ему выкуп первенца, и он впервые надел тфилин! Всё это чудо произошло без моего физического участия. Благодаря моему ученику еще один человек смог выполнить сразу три заповеди!

Здесь я вижу, как это работает: мы влияем на людей вокруг нас, они в свою очередь влияют на тех, кто рядом с ними, и так запускается важная цепочка мицвот (заповедей) и добрых дел. Благодаря тому, что у нас такая живая община, каждый её член сам становится посланником Ребе.
– Как Благотворительный фонд «770» помогает вашей общине и насколько эта помощь важна?

У нас идет постоянное сотрудничество. Благодаря помощи Фонда «770» мы установили уже 51 мезузу. Для стариков, переживших Великую Отечественную войну, одиноких пожилых людей эта мезуза становится лучиком света в их сложной жизненной ситуации, напоминанием, что Всевышний бережет и охраняет их. И молодые люди устанавливают свою первую мезузу: они только приехали в Израиль, еще не успели обжиться, а в их первом доме в новой стране уже появляется мезуза. Это очень важно!

Семь человек получили новые кошерные тфилины от Фонда «770». Эти молодые люди приняли решение накладывать тфилин каждый день, но у них или никогда не было своего тфилина, или оказалось, что их старый тфилин некошерный и им нельзя пользоваться. Это студенты и новые репатрианты, которые только начинают свою жизнь в Израиле, и они не располагают суммой, необходимой для покупки хорошего тфилина, а свою жизнь без тфилина они не представляют!

Совсем недавно один парень ушел в армию. Во время призыва он отдал тфилин на проверку и тот оказался некошерным. Любавичский Ребе неоднократно подчеркивал, что, когда солдаты идут охранять Землю Израиля, особое внимание следует уделять заповеди тфилина, проверять тфилины и мезузы. И вот за несколько дней до отъезда в воинскую часть он получил новый тфилин. Каждый день в армии он его надевает и присылает нам фото.

Большую помощь Фонд «770» оказал нам в создании первой общедоступной библиотеки классических еврейских текстов на русском языке в Иерусалиме. Фонд «770» подарил нам 294 книги. В Иерусалиме много мест, где есть еврейские книги на русском языке, но такое большое собрание классических текстов с переводом на русский язык будет только в нашей общине. Любой человек сможет прийти, учиться и брать книги для самостоятельной работы. Скоро будет открытие.

Также мы получили от Фонда «770» 15 хасидских книг «Торат Менахем», изданных фондом. Они используются во время урока по хасидизму, который проходит раз в неделю в синагоге. А все желающие могут приобрести эту книгу по субсидированной цене, чтобы учиться по ней дома.
– Иерусалим – это духовная столица Израиля, казалось бы, в этом городе не может быть людей, у которых нет мезузы, тфилина и прочего.

Существует миф, что в Израиле на всех домах установлены мезузы, а у каждого человека есть тфилин. На самом деле это далеко не так, и даже есть люди, которые могут прожить 10 лет в Иерусалиме и ни разу не побывать у Стены Плача. Нет вещей, которые сами собой разумеются!

Условно говоря, мы работаем с двумя группами людей. Первая – это люди, у которых была прочная связь с еврейской общиной, для них важно поддерживать ее на том же уровне, и они сами к нам приходят. А есть люди, у которых первая встреча с еврейским миром произошла в Израиле, и чаще всего она была не самой позитивной. В каком-то смысле мы для этих людей открываем их собственное еврейство. Часто оказывается, что вместо мезуз у них висят пустые коробочки или их мезузы некошерные. А люди и не подозревают, что в этом может быть какой-то подвох.

Тоже самое с тфилинами. Есть люди, которые накладывают тфилин два раза в год, и им этого достаточно. Мы работаем с ними, чтобы они начинали свое утро с тфилина, чтобы мицвот (заповеди) становились частью их жизни. Аналогично с кошеровкой кухонь. Вроде бы в Израиле всё должно быть кошерно, но, когда начинаешь вдаваться в подробности, понимаешь, что это далеко не так.

Я бы сказал, что в Израиле с этим гораздо сложнее, чем на постсоветском пространстве. Там есть четкая граница между еврейской и нееврейской жизнью, а в Израиле возникает иллюзия, что всё вокруг еврейское, и очень мало внимания уделяется тому, что на самом деле важно.

Очень хорошо, что есть такие общины, как наша. Часто русскоязычные репатрианты теряются в духовном плане. В своем городе они ходили в синагогу, на шаббаты и на программы, у них был еврейский круг общения. А приехав в Израиль, они не находят такого места, где им было бы комфортно. Когда люди знают, что есть синагога, где их с радостью встретят, объяснят, расскажут и подскажут, дадут кипу и улыбнутся – для них это очень большой шаг к знакомству с иудаизмом.

– Ваше пожелание Благотворительному фонду «770».

Наша община только набирает обороты, и помощь Фонда «770» очень важна для нас. Я как раввин могу быть уверен, что ни один еврей не останется без мезузы, без тфилина и можно смело расширять образовательные проекты благодаря новой библиотеке! Очень хотелось бы, чтобы росло взаимодействие и дружба между общинами в Израиле и на постсоветском пространстве, чтобы можно было увеличивать наши возможности, а не работать вразнобой, ведь мы вместе делаем общее дело Ребе. Желаю Фонду «770» дальнейшего успешного развития, чтобы он стал тем сплачивающим элементом, который объединит все еврейские общины!

Беседовала:
Аэлет Куперман

Вы можете помочь
Благотворительному Фонду «770»
Нажмите на кнопку ниже и сделайте пожертвование на один из проектов