«Большой успех за короткое время»
Раввин Менахем Мендел Заклас

Весной 2021 года в Брянске прошла масштабная кампания «Мезуза». В течение двух с небольшим месяцев в городе было установлено 120 мезуз. В кампании приняли участие евреи, у которых дома еще не было мезузы и которые не могли позволить себе ее покупку. Раввин Брянска и Брянской области Менахем Мендел Заклас рассказал нам подробности об этой кампании.


– Расскажите, пожалуйста, как возникла идея провести такую масштабную кампанию?

Как хабадник я знал, что в этом году 11 нисана начинается 120-летие Любавичского Ребе (в этом году Ребе исполнилось 119 лет, согласно еврейской традиции подсчета лет это – год его 120-летия – прим. ред.). В Песах на одном из собраний общины я поднял вопрос, не сделать ли что-то хорошее в честь этого события. Меня многие поддержали, и мы решили установить 120 мезуз в Брянске и окрестностях в год 120-летия Ребе.
– Какую роль сыграл Благотворительный фонд «770» в этой кампании?
Нам нужен был партнер в этом важном деле, чтобы купить все мезузы. Я обратился в Благотворительный фонд «770». Оказалось, что в Фонде есть как раз 120 мезуз. Но для всей России! А мне нужно было 120 мезуз только для Брянска. И фонд пошел мне на встречу, субсидировав покупку мезуз, за что вам большое спасибо!

– Почему вы ограничили время проведения кампании?
Я взял на себя обязательство установить все мезузы до 3 тамуза (дня ухода Ребе из этого мира). Если бы я не ограничил эту кампанию определенным сроком, я бы не смог это сделать! При отсутствии срока, к которому надо закончить, был бы большой соблазн откладывать и откладывать, занимаясь чем-то более срочным: ведь жили же эти люди много лет без мезузы и еще один день переживут! Таким образом, у меня было два с небольшим месяца.

– Расскажите подробнее о ходе кампании.
Сразу после Песаха мы начали этим заниматься, создали специальную on-line форму для подачи заявок, разослали ссылку на нее всем членам общины. Поначалу желающих было не так много. Тогда мы стали сами звонить людям и предлагали им участвовать. Оказалось, кстати, много семей, у которых дома уже были мезузы. Мы 17 лет в Брянске, и раньше проходили кампании по установке мезуз. Не то чтобы здесь была пустыня – в Брянске активная община! Но, к сожалению, было много и тех, кто отказался.

Было три условия. Во-первых, мезузу могут получить только те, у кого ее никогда не было. Во-вторых, они тоже будут финансово участвовать, внеся символический взнос. Это очень важно психологически! Ведь когда человек сам участвует, он больше ценит это. Это уже не мезуза раввина, это его мезуза. И, вы знаете, все дали деньги! После завершения кампании я принес в Фонд «770» конверт с деньгами, которые дали люди. Руководство фонда было в шоке. Но это был мой принцип.

И, наконец, третье условие: установкой мезуз буду заниматься лично я, потому что это возможность прийти к людям домой, пообщаться лично, не только о мезузе, но и о еврействе и о жизни в целом.

– Было ли это трудно для вас?
Не буду скрывать, было очень тяжело. Два месяца с утра до вечера я занимался только этим: звонил, договаривался, посещал людей. Бывали дни, когда с 16 до 22 часов я без перерыва ездил по городу и устанавливал мезузы. За один такой вечер успевал посетить три-четыре семьи, не больше: ведь город у нас немаленький, надо еще доехать. Я сам пришел и сам установил. Каждое место, где я был, я фотографировал, и в конце получился красивый коллаж.

– Как вам удавалось уговаривать тех, кто сомневался?
Отчасти нам помог коронавирус: ведь никто не хочет заболеть! Мезуза, действительно, защищает от опасностей, в том числе и от болезней.

Иногда приходилось быть напористым. Установил мезузу в одной семье, разговорились о их родственниках. «У вас есть сестра? А у нее есть мезуза? Давайте, позвоните ей!». Хозяйка звонит, куда деваться, раввин у нее дома и не уйдет, пока она не позвонит сестре. «Раввин здесь. У вас дома есть мезуза?». «Нет, что это?». Тут я беру трубку, рассказываю, что и как: «Я к вам сейчас бегу!».

Был я как-то у пожилой семейной пары. Они оба евреи, обоим под 90. Бабушка рассказала, что у нее есть два сына. Я расспрашиваю о них. «Да они ничем еврейским не интересуются». Я все-таки взял их номера телефонов, звоню. «Да, у мамы какие-то корни есть, а мы – что?» Они вообще ничего общего с еврейством не имели, ну кроме того, что мама-еврейка. Я им объяснил, что мезуза защищает и от коронавируса. Тогда они согласились.

Было еще много необычных ситуаций, в которых приходилось находить нестандартный подход, новые аргументы, убеждать и уговаривать.

– Как ваша община изменилась после этой кампании?
Не каждый пускает к себе домой, даже соседей не пускают. Когда ты заходишь к человеку домой, ты перестаешь быть ему чужим, вы уже близки. И когда я встречаю тех людей, которых посетил, они ко мне уже относятся совершенно по-другому. Мы знаем друг друга и встречаемся как близкие друзья! Таким образом, уровень отношений с людьми значительно вырос. Они не боятся и не стесняются обращаться ко мне и с другими вопросами.

В целом, это был большой успех! За такое короткое время мы успели так много!

– В чем, на ваш взгляд, особое значение заповеди мезузы?
В отличие от многих других заповедей, мезуза всегда остается с человеком. Ее нельзя убрать в шкаф, потерять, забыть. Каждый день он входит и выходит и видит мезузу на косяке входной двери. Безусловно, это влияет на еврейскую идентификацию. Дети, которые раньше, может быть, не придавали значение своему еврейству, теперь обращают на это внимание: «О, наш дом отличается от других, потому что у нас есть такая вещь на входе». Это влияет! Поэтому и многие люди не согласились, они понимают, что это навсегда.

И то, что Благотворительный фонд «770» проводит такую масштабную кампанию «Мезуза», – это настоящая духовная революция! В наше время, к сожалению, большинство евреев далеки от своих корней, и чтобы разжечь в них искру божественной души, приходится буквально приходить к ним домой. Кампания «Мезуза» как раз помогает в этом!

Благотворительный фонд «770» вообще всё делает очень основательно и тщательно. Книги, мезузы, подсвечники, которые дарит фонд, – это то, что украшает дом и помогает человеку не забыть о своем еврействе. Это великая работа! Спасибо вам за нее!
14 октября / 2021